Свежие комментарии

Ультрамарин

Генри Бессемер, удивленный крайне высокой ценой бронзовой краски, разработал конструкцию аппарата, позволяющего производить бронзовую пудру для краски в больших количествах и крайне дешево. Это изобретение, которое он тщательно скрывал (детали для оборудования заказывались на разных заводах и даже в разных странах), стало для Бессемера и всей его семьи «маленьким Эльдорадо», позволившим вести другие исследования и разработки, обычно очень затратные, и при этом не разориться. Попаданцу же в качестве такого «Эльдорадо» отлично подойдет производство ультрамарина.

Природный ультрамарин, или ляпис-лазурь Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2, представляет собой алюмосиликат, содержащий серу в виде сульфатных и сульфидных анионов, которые и придает ему яркий синий цвет.

Ляпис-лазурь известна с древних времен, и использовалась в качестве пигмента еще в Античном мире и Древнем Китае. После того, как арабские ученые усовершенствовали методы очистки из ляпис-лазури, она стала самой яркой и насышенной синей краской, доступным в то время.

Но поскольку ляпис-лазурь достаточно редкий минерал, который добывали на территории Афганистана и в Китае, а процесс приготовления краски был весьма трудоемким, ультрамарин всегда высоко ценился — зачастую в несколько раз дороже золота. Более дешевые синие пигменты — азурит и вивианит — не давали такого чистого и насыщенного цвета, и со временем приобретали зеленоватый оттенок. Ляпис-лазурь значительно подешевела с открытием месторождений в Прибайкалье в XVIII в. (из крупных кусков лазурита даже вырезали столешницы), но ультрамарин все равно оставался одним из самых дорогих пигментов.
Все изменилось в 1820-х годах, когда был открыт способ искуственного приготовления ультрамарина.
Для приготовления ультрамарина смесь каолина (100 масс.ч.), сульфата натрия (80-100 масс.ч.) и угля (100 масс.ч.) прокаливается в закрытых тиглях при температуре красного каления, около 800-900 градусов. После медленного остывания масса измельчается и промывается водой, при этом получается так называемый зеленый ультрамарин. Для придания ему синего цвета добавляется сера и смесь прокаливаниемся при невысокой температуре в присутствии воздуха, причем сера прибавляется порциями до достижения нужного оттенка.
Вместо сульфата натрия можно брать соду, и серу добавлять сразу, или прибавлять некоторое количество аморфного кремнезема — тогда получается ультрамарин в более высокой кроющей способностью. Вообще, вариацией соотношения ингридиентов и условий спекания можно получать краски самых разных цветов и оттенков — зеленый, фиолетовый и даже красный.
Получающийся искуственный ультрамарин отвечает общей формуле

n(Na2O·Al2O3·mSiO2)·Na2Sx

где n = 2—3; m = 2—3; x = 1—5,

и очень близок по свойствам к натуральной ляпис-лазури, и имеет такие же свойства — например, устойчив в шелочной среде (можно расписывать фрески) и не выдерживает действия кислот, от которых становится зеленым.
Поскольку все компоненты дешевы и доступны даже в древности, а технология проста, хотя и имеет много нюансов, производство ультрамарина может очень помочь подаданцу, нуждающемуся в средствах для своей прогрессорской деятельности.

63 комментария Ультрамарин

  • vashu1

    Красители это вообще интересно.

    Иногда доиндустриал представляют сплошным царством серых одежд, как в высе.е Германа «Трудно быть богом».

    В реале красители массово использовались, но некоторые цвета в природе встречаются редко.

    Химия дала красители с насыщенным цветом, но их дешевезна быстро обрушила рынок.

    https://shkrobius.livejournal.com/567540.html
    // До Перкина было всего 30 красителей, большинство которых давало блеклые, тусклые тона. Яркая одежда достигалась многократным прокрашиванием, она была дорогой, желанной. Модники и модницы наряжались попугаями, вульгарные особы ходили в кофейного цвета платьицах и томно вздыхали, глядя на их наряды. Когда появились искуственные красители, вмиг свершился переворот: яркие ткани оказалась самыми дешевыми. Красители с узкими полосами поглощения сделать проще всего: это в природе они редки, а синтетически — наиболее тривиальны. Разговоры про «пошлость» имели под собою веские основания. Поскольку цена тканей, окрашенных естественными красителями, была заметно выше, люди с достатком стали носить их, выделяясь на фоне плебса. Тот ведь носил яркие платья не из высших соображений, а из подражания вчерашним вкусам тех же аристократов. Спрос катастрофически упал. Для производителей это было потрясением, такого поворота никто не ожидал. Озадаченные химики принялись искать красители, дающие тусклые цвета, подделываясь под естественные. Достижение передовой науки превратилось в 100001-й способ опознавания вульгарных особ.
    // Люди стали носить черное платье тогда, когда появилась такая возможность и именно потому, что это был труднодостижимый цвет. При этом цвет этот был мерзковатый: серобуромалинового оттенка. Угольно-черный цвет был достигнут только с открытием комплексов гематеина с трехвалентным железом.

    Интересно было бы отметить на цветовой диаграмме цвета, недоступные доиндустриалу. Что-нибудь вида https://www.dropbox.com/s/gpwpvv6lwa9yn7s/homer_colors.png?dl=0

    • 4eshirkot

      Если говорить не о минеральных пигментах, а об органических красителях для ткани, это тоже очень благодатная отрасль. Потребность в красителях была к XIX в. столь большой, что за способы приготовления искуственного индиго или ализарина предлагались внушительные премии. Перкин, открывший мовеин и наладивший его производство, быстро разбогател, и тоже смог свободно заниматься любимым делом — наукой.
      Хотя красители сложно назвать стратегической или жизненно важной отраслью, их влияние на развитие науки и промышленности было коллосальноюым. На основе красителей разработаны одни из первых лекарственных препаратов и сама идея химиотерапии (сальварсан, стрептрцид), взрывчатые вещества (пикриновая кислота) и многое другое. Заводы по производству анилина и красителей — BASF, AGFA, Bayer, Hoechst — стали по сути основой современной химической и фармацевтической промышленности.

      • molibden

        >красители сложно назвать стратегической

        А теперь посмотрим на униформу армий линейного строя. Если удастся впарить военным более стойкий краситель то подряды до конца жизни гарантированы. Ну или до изобретения пулемета. Причем несмотря на отсутсвие централизованного снабжения армии проблемы с навязыванием красителя не будет ведь если цвет достаточно насыщенный то получить его можно только искусственным красителем который продаётся только в одном месте.

        • 4eshirkot

          Природные красители, типа индиго, ализарина или кошенили, не менее яркие и стойкие, чем искуственные, а скорей наоборот. Разве что некоторые цвета в природном варианте малодоступны, как указал Vashu1. Проблема была в основном в количестве — растения для получения индиго были везде (и в Европе, и в Азии, и в Америке), но в больших объемах удобно получалось выращивать только индигоферу красильную в Индии. Потребность для крашения мундиров была большой, но имхо без цветных мундиров все-таки можно было бы обойтись.

          • cimba

            Фасон и цветовая гамма одежды в средние века и новое время носили значительно более важное значение, чем сейчас. Это своеобразный паспорт и бейджик в «одном флаконе». По нему сразу видно к какой социальной, политической, национальной категории ты относишься. И еще сотни нюансов. Так что «цветные мундиры» это очень важно. Но если речь зашла о цветных тканях, то сразу нужно думать о швейной машинке. Причем не для пошива одежды, а для вышивки цветными нитями. Гербы на одежде, флаги, вымпелы. Действительно озолотится можно. Именно, что «стратегическая» отрасль.

            • 4eshirkot

              Это все так, но я немного о другом. Тогда, когда появилась отрасль анилиновых красок, уже не было такой нужды в ярких мундирах (скорей подумывать о хаки уже нужно было). Цвета перешли в область моды, нмкак не жизненной нкобходимости. И тем не менее красильная промышленность процветала, и параллельно двигала всю химию

    • KT315

      Посмотрите на современное фото из какого-нибудь Джибути. Пустыня, камни, нищета, и все в ярких химических цветах.
      Возможно, есть смысл сразу ориентироваться на одежду для простых людей

    • // Озадаченные химики принялись искать красители, дающие тусклые цвета,

      Что-то мне не совсем понятно в чем проблема сделать цвет более блеклым.

      Домешал поглотителя и цвет стал менее ярким.

      • 4eshirkot

        Разбавить краситель для ткани нечем — белого красителя для ткани нет. Можно только понизить концентрацию, но тогда становятся видны дефекты самой ткани, плохая отбелка и т.д.
        Восприятие цвета это очень непростой вопрос. Для примера можно взять фуксин и эозин — оба красителя из XIX в., до сих пор применяются как индикаторы и для окрашивания в микроскопии. Фуксин имеет ядреный красно-фиолетовый цвет, можно сказать кислотный, даже в сильно разбавленном состоянии. Сначала был очень модным, но быстро перешел в категорию вульгарных. А эозин на шелке дает очень прияный цвет — розовый с оранжевым отливом.

        • // белого красителя для ткани нет

          Смесь цветов дает белый. Как опыт с вращающимся диском, на котором сектора раскрашены в разные цвета.

          Стоп, красители работают на поглощении
          // Красители с узкими полосами поглощения сделать проще всего
          — это мне кажется не совсем корректно, не узкими полосами поглощения, а резкими широкими, с узкой полосой не было бы насыщенного цвета

          так что смесь даст темный цвет?

          • Vpotapov1

            /Смесь цветов дает белый. Как опыт с вращающимся диском, на котором сектора раскрашены в разные цвета./
            если взять акварельные краски, то такого не будет

          • kraz

            Ткани делали белыми разными отбеливателями — то есть убивали цвет. И красить в ультрамарин нужно отбеленные ткани.

            Если же красить серые ткани, то будут грязные оттенки.
            И это очень большая разница — ненасыщенные или грязные цвета. Это одна из тех вещей, которым учат художников — потому что есть элементы, которые сознательно человеком не определяются, а только на уровне «нравится-не-нравится», а художники должны применять их осознанно.

            p.s. Теория цвета — сложная штука, там бОльшая часть лежит в физиологии человека.

    • 4eshirkot

      Красить в чистый черный цвет умели и до появления в Европе кемпешевого дерева, например, комбинацией индиго с ализарином или хной. Но это получалось затратным — двойной расход двух дорогостоящих красителей. Более простые варианты (кора крушины или оболочки грецкого ореха с солями железа) давали не такой яркий цвет.
      Среди черных красителей не упомянут анилиновый черный — один из старейших (с 1860-х) и очень прочных, по крайней мере для хлопка. Получается он крайне легко, ткань пропитывпется раствором анилина с добавлением окислителя (бихромата, бертолетовой соли, хлорной извести или красной кровяной соли), и краситель образуется прямо в волокнах ткани.

  • vashu1

    Кстати, не знаете подробностей изобретения буферных растворов?

    Насколько я знаю, их изобрели сильно позже начала использования водотрубных котлов, для промывки которых они бы очень пригодились
    https://books.google.com/ngrams/graph?content=buffer+solution&year_start=1800&year_end=2019&corpus=26&smoothing=3&direct_url=t1%3B%2Cbuffer%20solution%3B%2Cc0

    Но, возможно, от них была и другая польза?

    • 4eshirkot

      Это явление открыли примерно тогда же, когда формировались основы физикохимии растворов — в первом десятилетии XX в. Причем не только в области химии, но и в физиологии.

      Котлам буферные растворы особо не нужны, а вот лимонная кислота (отмывать накипь) или щавелевая (осаждать жесткость в воде перед питанием котла) вполне бы подошли.

      • // Котлам буферные растворы особо не нужны

        И для подготовки воды
        // Boiler water is treated with a mixture of Na2HPO4, commonly called disodium phosphate or DSP, and Na3PO4, commonly called trisodium phosphate or TSP. This mixture serves as a buffer to maintain the pH of the boiler water in the region of 10.50.

        И для промывки от накипи.

        • 4eshirkot

          Смесь гидрофосфата и фосфата это действительно классический буфер, но именно как буфер в котле он не работает — там нет источника кислоты, которую нужно было бы поглощать. По-моему, правильнее бы эти фосфаты в данном случае назвать ингибиторами коррозии (за счет щелочного рН, и пассивации железа с образованием нерастворимого фосфата железа). Также фосфат осаждает кальций и магний в нкрастворимый осадок, но не на горячей стенке (где накипь образуется и мешает теплопередаче), а просто на дно.

          • 4eshirkot

            Хотя конечно, и буфером можно назвать, действительно часто употребляют именно этот термин.

            • dan14444

              Не надо поддерживать некорректное использование терминов.

              • 4eshirkor

                В каждой области есть устоявшаяся терминология, иногда — запутанная и нелогичная, как например «закалка стекла» (так называется и отжиг для снятия напряжений, и наоборот, быстрое охлажление для создания напряжений и увеличения прочности). Но при всей нелогичности именно устоявшимися названиями и стоит пользоваться.

              • Vpotapov1

                «Фосфатную обработку котловой воды ведут с целью предотвращения образования в котлах твердой кальциевой накипи.» (ссылка длинная, но легко нагуглить)
                Но:
                «Кроме того, заниженное значение показателя pH котловой воды может спровоцировать образование фосфорита кальция Са3(РО4)2 и феррофосфата натрия NaFeРО4. Образование гидроксилапатита происходит только в щелочной среде котловой воды. Этим и объясняется дозирование раствора фосфатов не в питательную воду, а именно в котловую воду.»
                Поэтому употребляют фосфатный буфер.
                Т.е. фосфаты здесь — и то, и другое.

        • 4eshirkot

          Если покопаться в этом вопросе еще глубже, то выясняется, что действительно буферная система нужна, для котлов с очень высоким давлением, потому что избыточная щелочность в таких условиях приводит к каустической коррозии (щелочному охрупчиванию), особенно в местах с сильными растягиваюшими напряжениями. Поэтому для котлов с температурой пара около 300 гр добавляют не только тринатрий фосфат как умягчитель и ингибитор кислотной коррозии, но и динатрий гидрофосфат для предотвращения чрезмерного повышения рН.

  • Georgy

    По-моему, попаданец, освоив такой метод производства красителей, получит нож в спину(или яд в пищу). Без покровителя не стоит лезть в эту сферу, там такие бабки крутились, что конкурента на тот свет отправят.

    • molibden

      Так можно про любую отрасль сказать. Но скорее всего попаданец подкованый в химии сам будет главным специалистом по ядам.

  • dan14444

    Зачем котлам буферы?… Не копал, но из общих соображений, если мыть — то кислотой, можно с комплексонами… и там не столько рН важен, сколько отсутствие кислорода?…

    • https://www.popadancev.net/ultramarin/comment-page-1/#comment-156037

      // если мыть — то кислотой

      // Раствор соляной и серной кислоты — эффективно справляется с карбонатными отложениями (накипью), но из-за низкого pH=1 может негативно повлиять на материал пластин.
      Раствор органической лимонной кислоты – менее эффективно растворяет карбонаты

      • dmshum

        В качестве ингибитора коррозии можно использовать уротропин. Классический рецепт для снятия окислов с черных металлов 200 г/л HCl или H2SO4 + 0.5г/л уротропина. Отлично снимает ржавчину, и уж тем более накипь, и при этом не растворяет сам метал.

        • 4eshirkot

          Действуюшее вещество там не уротропин, а формалин, так что им можно и ограничиться и не тратить аммиак впустую.
          Более того, для ингибирования подходят многие растительные экстракты, например, из картофельной ботвы.

          • Vpotapov1

            /Действуюшее вещество там не уротропин, а формалин/

            NH4Cl + CH2O = ГМТ + HCl (пардон, без коэффициентов и без формулы ГМТ-уротропина)

            Реакция эта обратимая, т.е. ГМТ с кислотой дает соль аммония с формальдегидом. Для ингибитора соль аммония тоже важна, так что не только формальдегид

            • 4eshirkot

              Хотя хлористый аммоний там и образуется, для ингибирования он как раз не нужен. Можно просто раствор формалина добавить, эффект такой же будет. Но формалин, фурфурол и подобные простейшие ингибиторы защищают лишь на 70-90%, защита 98-99% достигается только более сложными ингибиторами.

              • Vpotapov1

                /Хотя хлористый аммоний там и образуется, для ингибирования он как раз не нужен. /
                я вот только что прочитал по теме что-то типа «теории ингибирования нет». На основании чего сделан вывод о том, что хлористый аммоний для ингибирования не нужен? В состав некоторых ингибиторов входят соли аммония.

                • 4eshirkot

                  Многие ингибиторы это действительно соли аммония, но не аммиака, а органических аминов, наприме, четвертичные аммонийные соли. Или соли аммония, в которых ингибирующий эффект обусловлен противоионом.

      • dan14444

        Кислоты без окислителей медным трубкам не опасны, правда есть паяные соединения…
        Но защищать их буферами — очень сомнительная идея, и рН — не единственный, и пожалуй не главный параметр для промывающей смесюги.

    • Vpotapov1

      /Зачем котлам буферы?… Не копал, но из общих соображений, если мыть — то кислотой, можно с комплексонами…/
      есть две вещи:
      1. предотвращение образования накипи
      2. промывка для удаления накипи

      Первое делают на работающем котле, добавляя компоненты в питательную котловую воду. Там нужен буфер (см. мой коммент выше)
      Второе делают на остановленном котле.

  • dan14444

    По ультрамарину, не забываем что это пигмент, а не краска. Т.е. загнать его в ткань — та ещё задачка. Не говоря про дисперсность, оттенки, зависимость от сырья… попаданцу как раз всю жизнь на разработку производства и положить, основав семейный бизнес 🙂

    В общем, я бы не рассчитывал на быстрое ультрамариново-текстильное обогащение, разве что проявить чудеса продаванства и толкнуть сырую технологию кому-то… Ну или если заказ на фрески подвернётся, там пожалуй попроще :).

    • DlMFlRE

      Натуральный ультрамарин в ткань загоняли тысячелетиями, так что это наименьшая из всех проблем попаданца.

      С сырьём чуть сложнее, но оно на фоне прочих попаданческих прибамбасов достаточно простое и результат даёт не сильно более разнообразный, чем у далеко не однородного натурального лазурита. А возможность помимо синего ультрамарина изготавливать зелёный и, возможно, красный это наоборот плюс.

      • Vpotapov1

        /Натуральный ультрамарин в ткань загоняли тысячелетиями, так что это наименьшая из всех проблем попаданца./
        кстати, в Сети не нашел описаний крашения тканей ультрамарином в древности. Сейчас, естественно, красят не краской на основе минерала, от ультрамарина только название.

        • DlMFlRE

          Тоже не в курсе, предполагаю что то вроде масляной краски (пигмент плюс склеивающее вещество), которой окрашивали нити. Само собой не то, что в краске-но по тому же принципу.

      • 4eshirkot

        Ультрамарином не красили, только подсинивали выстиранное белье, когда синтетический ультрамарин стал очень дешев.
        Вообще стоит различать красители, взаимодействующие с волокном, и нерастворимые пигменты, удерживаемые чисто мешанически. В числе последних — пурпур, индиго или «лаки» органических красителей (ализарин, кошениль, гематеин и т.д.) с солями металлов. Они осаждаются прямо внутри волокон и очень стойки к вымыванию. А неорганические пигменты очень сложно так загнать внутрь волокна, и их использовали очень редко — напрмер, парижской зеленью (на основе меди и мышьяка — потом этой зеленью крыс травили) красили платья (наверное, с каким нибудь связующим типа клея или крахмала), потому что не было никакой альтереативы яркой зеленой краски, но такие платья и не стирали никогда.

        • Vpotapov1

          Тогда на картине Вермейера мы у девушки видим синюю ткань, покрашенную не ультрамарином?

          • 4eshirkot

            На картине синяя краска из ультрамарина использована для изображения синей ткани, покрашенной, скорей всего, индиго или вайдой, что в принципе одно и то же.

  • Vpotapov1

    Автор, пЕши Исчо, статьи хорошие, годные.

  • // И вот на границе раздела двух жидкостей мы наблюдаем, как постепенно появляются белые нити ДНК.
    // Из всех клеточных компонентов только ДНК быстро выпадает в осадок в спирте, образуя видимые глазу белые нити.

    Выделяем ДНК банана в домашних условиях
    https://habr.com/ru/post/535992/

    Осталось только расписать как попаданцу сделать рентгенограмму ДНК и дешифровать ее )

  • «Вместо сульфата натрия можно брать соду, и серу добавлять сразу, или прибавлять некоторое количество аморфного кремнезема — тогда получается ультрамарин в более высокой кроющей способностью. Вообще, вариацией соотношения ингридиентов и условий спекания можно получать краски самых разных цветов и оттенков — зеленый, фиолетовый и даже красный.
    Получающийся искуственный ультрамарин отвечает общей формуле

    n(Na2O·Al2O3·mSiO2)·Na2Sx

    где n = 2—3; m = 2—3; x = 1—5,»

    Можно все же уточнить рецепт?
    Мы берем оксид алюминия (каолин), кремнезём (SiO2- в виде кварцевого песка или диатомита?), натрий в виде соды или сульфата и серу в чистом виде (или сульфат). Затем прокаливаем при ?
    Просто дан очень ОБЩИЙ рецепт, а хочется конкретики.

    • 4eshirkot

      Базовый состав — каолин, сульфат натрия и уголь в равных частях, потом добавляется сера.

      • База вытекает из формулы. Но это и так ясно — все силикаты и алюмосиликаты можно сделать из составных компонентов. Взять оксиды, гидроксиды или карбонаты, растереть , смешать в нужной пропорции и далее прокалить в нужном режиме = минерал)
        Я поэтому и спрашиваю о готовом рецепте типа: смесь каолина (100 масс.ч.), сульфата натрия (80-100 масс.ч.) и угля (100 масс.ч.) прокаливается в закрытых тиглях при температуре красного каления, около 800-900 градусов. После медленного остывания масса измельчается и промывается водой, при этом получается так называемый зеленый ультрамарин. Для придания ему синего цвета добавляется сера и смесь прокаливается при невысокой температуре в присутствии воздуха, причем сера прибавляется порциями до достижения нужного оттенка. — тут четко

  • // Генри Бессемер, удивленный крайне высокой ценой бронзовой краски, разработал конструкцию аппарата, позволяющего производить бронзовую пудру для краски в больших количествах и крайне дешево.

    Жидкую бронзу в струю воздуха? А как до него делали? На мелкой наждачке?

    • 4eshirkot

      Порошок для краски должен быть не только мелкий, но и чешуйчатой формы. Его делали так же, как и сусальное золото, расплющивая золото, серебро или томпак (не бронзу) сначала на наковальне, а потом между листами бумаги или кожи. Серебро и томпак из-за меньшей тягучести при этом уже на хлопья начинали разваливаться. Окончательное измельчение происходило при длительном перетирании в ступке с водой.
      Бессемер использовпл несколько аппаратов для получения порошка, прессования, вальцования и сортировки по размерам.
      Сейчас порошок раздувают тз расплава (алюминий) или осаждают химически (золото, серебро, медь). Дальнейшее измельчение и расплющивание происходит в шаровой мельнице, обычно с добавление жидкости и ПАВ для стабилизации от слипания.

      • // Sir_Henrys_Secret_Pot_of_Gold__Part_1.html

        Интересная статья. А для легких производство такого порошка не опасно?

        + оффтоп — а чем ловить пары мышьяка из воздуха при производстве мышьяковичной бронзы?

        • Для легких все опасно. Работать в горячем цеху раньше было вредным производством. Сейчас не знаю.

        • 4eshirkot

          Мышьяк летит в виде оксида, причем не только при выплавке мышьяковистой бронзы, но и при обжиге практически любой медной или полиметаллической руды, выплавке меди и т.д. Значительную часть мышьяка , а также сурьмы, висмута и цинка улавливали в специальных камерах над печами, у Агриколы это описано.
          Сильно мышьяк испаряется только из сплавов с высоким содержанием его, около 10-15%, которые использовались для зеркал и украшений. Из бронз с ~5% испарение мышьяка очень небольшое, если поддерживать восстановительную среду.

        • 4eshirkot

          Ядовитость мышьяка это не единственная и даже не основная причина перехода от мышьяковистых бронз к оловянным. С одной стороны, 4-5% мышьяка дают такой же эффект, как 8-10% олова, но свойства получаются нестабильными при нестабильности условий плавления и обработки.
          К тому же для литья декоративных и культовых предметов сплавы с высоким содержанием мышьяка продолжали использовать гораздо дольше.

        • Однако как показывают недавние исследования, некоторые мышьяковистые бронза использовались аж в 6 в до н.э.(Раскопки в Турции) И это потому, что мышьяк часто встречался вместе с медными рудами, а олово более редко. Так что вредность — вторична. И проще на это поставить раба/сделать вентиляцию. Работа со ртутью, ИМХО, гораздо опаснее

    • 4eshirkot

      //Читальный зал Британского музея увидел в числе своих посетителей Генри Бессемера. Он роется в разных энциклопедиях, технологиях и в одной из них ему удается вычитать, что золотой порошок изготовляется в Нюренберге, что тонкие медные пластинки расплющиваются ударами молотка между пергаментными листами в тончайшие листочки, а затем их растирают вместе с гуммиарабиком в мраморных ступках и, промыв клей, получают этот тончайший золотой порошок, который расходится по всему миру. Долгая кропотливая и нелегкая работа.//

      //С оглушающим визгом посыпался дождь тончайшей медной стружки, в виде мельчайших тонких игл, переплетающихся в сплошной, блестящий колючий войлок, передающийся механически по полотну в прокатные валки, откуда полилась блестящая лента, цельная на вид, а на самом деле состоящая из бесчисленного количества отдельных частиц, все больше и больше превращающихся, по мере прокатки, во все более и более утончающиеся пленки. Они рвутся на мельчайшие частицы и золотым водопадом падают в полировальный барабан, снова подбрасываются вверх и снова падают, и так тысячи раз, дробясь и шлифуясь друг о друга, а затем легкая струя воздуха, развевая золотую пыль, сортирует ее: откладывая крупные частицы ближе к вентилятору, а чем мельче, тем дальше и относя самую тонкую пыль в самый далекий конец длинного, покрытого черной клеенкой стола, в шелковый мешок. Та медь, которая тут собиралась, стоила в двести раз дороже своей первоначальной цены//

  • Georgy

    Жёлтую кровяную соль можно получить, прокалив животные остатки, поташ и железные опилки. Продукт надо промыть водой для получения раствора соли. На её основе можно сделать берлинскую лазурь. Какие ещё красители, кроме указанной лазури, можно получить на основе этой соли?

    • Это из реального рецепта или мысли? Теоретически я могу много предложить, а вот практика — это методики, условия и выход продукта….

Leave a Reply to vashu1 Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>