Свежие комментарии

Религия и ее использование

Религия — вещь социальная, из тех, которые если их нет, то необходимо придумать. Однако, все и везде было придумано до нас. Вопрос только — как с этим жить и что с этим делать, и можно ли извлечь пользу попаданцу?

Религия просто крайне необходима для консолидации общества. Без нее общество разваливается на кучу мелких групп, которые не работают синхронно, решая проблемы, а наоборот — мешают друг другу. И более того — они так заняты вредительством соседям, что времени на движение прогресса у них и не остается. Греция в свое время была не только кучкой противоборствующих городов, но и внутри каждого города были свои течения. Поэтому пытались для каждого города выбрать одного бога (или хотя бы нескольких, но не противоборствующих). Это не зря, что даже выходные в основных религиях не совпадают — пятница в исламе, суббота в иудаизме и воскресенье у христиан. Это как раз из древних попыток рассинхронизировать работу чужого общества. При этом каждая религия свое общество очень жестко контролирует и стабилизирует, чтобы не допустить пустого расхода производственных сил — то есть тут от психотерапии до контроля рождаемости.

Поэтому как только появилась система единого бога — она сразу стала показывать свою эффективность и распространялась именно огнем и мечом. Ведь сильная армия — показатель консолидации общества. Цель любой религии одна — построить устойчивое конкурентоспособное общество. Детали кроются именно в том, какими методами этого добиваться.

Каждая монотеистическая религия проходила примерно одинаковые этапы.
Во-первых — это зарождение. На этом этапе религия выглядит как секта, входящая в конфликт с существующим государством. Потом постепенно все тем или иным способом устаканивается (во всех трех монотеистических религиях разным способом, кстати) и религия постепенно распространяется, набирая силу. Распространяется она географически, волнами — когда через войну, когда мирно. Захватив территорию, она постепенно укрепляется. Потом, когда религия на данной территории поднимется в полный рост — она становится очень жесткой, ригидной и давит любое инакомыслие. В этом периоде один из плюсов религии — стабилизация — становится минусом. Последний этап в случае христианства — это именно то, что мы называем европейским средневековьем.

Но нас сейчас интересует именно этап, когда религия постепенно укрепляется. Она вроде бы победила, но сил массировано давить и контролировать каждый чих она не в состоянии. Этот период — период религиозного брожения. Именно в эти периоды возникают секты, течения, конфессии и монашеские ордена. Если вы оказались в нужном месте и в нужном времени, то почему не попытаться организовать свое ответвление? Конечно, ставки очень велики и проигравших на этом пути множество (некоторые, в итоге поплатились очень жестоко — тамплиеры, гугеноты), но и выигравших немало!
Такие периоды, кстати, возникают время от времени в истории каждой церкви — тогда, когда центральная власть ослабевает и начинаются внутрицерковные расколы и отпочковываются секты, и даже — отпочковываются секты от сект!

Конечно те, кто организовывал эти движения, были неплохими психологами. Однако, внятно сформулировать законы власти смог только Макиавелли, а законы пропаганды — доктор Геббельс. Нам же помогут методы, отработанные создателями тоталитарных сект в наше время, только с поправкой на психологию древних времен и другие задачи.

Итак — сначала нужно придумать учение. Строить его — на методе кнута и пряника. И не забывать, что религия должна способствовать развитию общества, а не разрушать его. Не нужно повторять ошибку Савонаролы, который пытался давить человеческие пороки, вместо чтобы использовать их на благо общества.

Этап второй — провозгласить себя пророком. Ну или посланцем божьим. Неважно чем и как — главное присвоить себе эксклюзивное право общения с Богом. Ну или хотя бы обладание каналом связи с Богом. Вариантов было множество (и я не уверен все ли перебрали), но основное — все-таки утверждение своей особенности. незаменимости и непогрешимости (это, кстати, придется делать попаданцу в любом случае — по какому пути он ни пойдет). Хорошо, если вы попали в исторический период, даты которого помните — тогда пророк из вас будет реальный. А так как непогрешимость будет одно из ваших основных качеств, то «дар видения будущего» окажется крайне ценным. Кроме того, на первом этапе полезным будет электрификация мощей и другие подобные фокусы, скорее всего именно с таких фокусов вы и начнете.
И помните, нельзя делать ставку только на один социальный класс, а остальные ущемлять. То есть ущемлять придется — но помягче. Ведь вам, видимо, придется создавать свои классы или прослойки (нужен тот же пролетарий для работы на производствах и светская наука) — но с понижением классности это делать нельзя. Только повышение. Идеально — достигнуть высокой эффективности общества, создав минимум острых углов. Если такое более эффективное общество заработает, то рекламы и не надо будет. В конце концов — у вас же просто христианская церковь, верно?

Этап третий — создание жесткой иерархии. Причем информация выдается дозировано на каждой ступени (можно даже на каждой ступени давать информацию, противоречащую предыдущей — это не испортит затею). Ведь вам, возможно, придется иметь двойное учение — я просто не верю, что вы сможете выстроить что-либо революционное на классической основе. По крайней мере пророчества будут ваши собственные и слабо связанные с Библией, в которые можно много чего вложить (так делал тот же Савонарола).
Иерархия нужна, кроме прочего, чтобы давить конкурентов, которые обязательно будут пытаться сместить вас с верхнего места (не глядя, что вы пророк). Отсюда еще одно правило — беспрекословное подчинение законам вашей группы, соблюдение дисциплины и правил, и очень жесткое наказание за нарушение. Это будет вашим основным «кнутом». Но правила должны быть прописаны очень четко, как правило люди легко встраиваются в такую систему.

Очень хорошо, если вы получили какой-либо духовный сан в классической церкви и можете раздавать право на ведение богослужения (в ранней церкви это право было очень размыто — главное, чтобы вы хоть как-то встроились в здание классической церкви).

По вопросу подчинения — оставаться ли в лоне церкви или выдумывать свою — вопрос щекотливый. Я бы рекомендовал не выходить из подчинения и смотреть как получается. Если будет достигнут высокий уровень развития, можно прощупывать и на счет выхода. Но осторожно — не нужны еще одни тамплиеры, которые пошли именно по этому пути, были богаче короля и которых не осталось. Помните — для вас главное не религия, а прогрессорство (пусть даже и через религию). В конце концов можно «получить обновленные указания от Бога» и вернуться на рельсы классической церкви. Тут ведь главный вопрос — вопрос в получении доходов..

Методы достижения — тоже можно частично взять у тоталитарных сект.

Во-первых методы привлечения — установка на постоянное новое привлечение и то, что называют «бомбардировкой любовью», человек должен чувствовать, что именно его тут и ждали.
Во-вторых — программирование сознания — то есть постоянное психологическое давление. Тут нужно выбирать методы, потому что классическая церковь именно это и делала, поднимая каждую ночь монахов на заутреню или вечерню службу. Но с другой стороны — можно просто выполнять христианские службы и читать чуть-чуть свои проповеди, которые лягут на сознание как надо.
Давить на логическое мышление нельзя ни в коем случае. Причем — все логические вопросы о вашем учении должны отметаться. И что самое приятное — логическое мышление тогда было очень слабым (вообще логику развили чуть позже схоласты). Поэтому нужно действовать по принципу Тертуллиана — «верую, ибо абсурдно».
Следующее — сбор компромата. Компромат может быть как получен на исповеди, так и создан уже в секте — методом отречения от чего-либо важного, чтобы человек психологически чувствовал, что он запятнан вместе со всеми и другого пути у него не осталось (классический путь приема в банду, если что).
Нужно внушить, вашим адептам, что они — это элита. Остальные вне вашего учения настолько жалкие, что их-то и в ад не возьмут. Поэтому сыграйте на струне самолюбия — очень сильная выходит мелодия.

Главное правило — чтобы к вам было легко попасть и трудно выйти.

Что не нужно брать у тоталитарных сект — не нужно брать их цели. Все тоталитарные службы замыкаются на своем главе и обслуживают фактически его запросы (как правило, одни и те же у всех сект — власть и секс). Конечно, попаданцу можно и на этом замкнуться, но тогда это не тот вопрос, на который отвечают на текущем сайте.
Не нужно также отрезать адептов от окружающего общества — ваша задача завоевать все общество, а не отрезать себе маленький ломоть, в котором вы будете богом.

Продвижение такой секты в древние времена имеет один интересный плюс — людям не надо обещать быстрого успеха, как в современных тоталитарных сектах (и объяснять неуспех недостаточной старательностью). Сейчас всё вокруг закручивается быстрей и быстрей — а тогда быстрых результатов не ожидалось ни в чем. Но подгонять всех по-максимуму вам все же придется — и это уже минус.

В некоторых книгах описывается заброска попаданца в прошлое спецслужбами. По-моему, именно создание собственного ответвления в религии — и должна быть основной задачей для такого типа попаданца. Ведь спецслужбы имеют все методики для достижения именно такого успеха (ну, не считая времен, где церковь была реально сильна, но мы эти времена не рассматриваем).

Ну и напоследок: если кто не понял — это все я написал о тех случаях, когда карьера святого это слишком мелко…

29 комментариев Религия и ее использование

  • Name

    любая религия — суть тоталитарная секта, никакой разницы.

    • kraz

      Это мало касается восточных религий — всяких синтоизмов-конфуцианств.
      С нашей точки зрения это вообще не религия. В китайском слово «религия» это «верования предков», отдельного слова нет.

      Но у нас попаданец не в Китай идет, а как правило поближе к Иерусалиму, где есть гнездо…

      • zoich

        Перед тем как возвышать восточные религии, стоит почитать о запретном городе, например, и что он символизирует. То еще гнездо…

        • kraz

          Кто тут возвышал восточные религии?
          По применению они не отличаются от других религий, только бьют по другим точкам в психологии.
          Напомню, что идеологию в СССР тоже можно классифицировать как религию исходя из результатов применения (а Гербалайф вообще относится к сектам, есть специальный термин — «комерческие культы»).

    • Челик

      Разница в целях. Какая религия требует отписать на себя бабушкину квартиру?

  • Name

    «всякая власть от бога» — немецкий бургомистр в белорусской деревне например,
    «противящийся начальству земному противится божьему установлению»,
    «рабы, почитайте хозяев земных и служите им, как служили бы Христу»

    • kraz

      Это в наше время. И только для первого поколения, следующие уже воспринимали бы как надо. Просто не продержались бургомистры в белорусской деревне до следующего поколения…

  • Name

    чем не тоталитарная секта?

  • LysenkoAA2

    Сомнительно. Основатели всяческих ересей и толков, как правило, тратили на их оформление практически всю жизнь. Да и после развёртывания движения в полную силу, обычно всё заканчивалось плохо (Виклиф, Гус, Сегарелли, Дольчино). Успех возможен только при действии «сверху» — при деятельном участии власти.
    Ещё момент. В массовом движении вся идеалогия неизбежно выродится в «отнять (у церкви, ростовщиков, феодалов) и поделить (между настоящими христианами)». Для преобразований в обществе удобнее что-то вроде кружка единомышленников/масонской ложи. Обществом (тем более средневековым) рулят власть предержащие -> чтобы изменить общество, нужно изменять верхушку.

    • kraz

      Да, это верно — нужны единомышленники.
      И то, что на это нужно потратить всю жизнь.

      Но вот что кончилось плохо — вы приводите примеры как раз времен сильной церкви. А я говорю о более ранних временах. Тогда все такие проповедники становились основателями монашеских орденов. Главное — не идти резко поперек власти (из вашего списка все как раз власть критиковали).

      И да — идеально сделать гибрид масонской ложи, монашеского ордена и кружка единомышленников одновременно. Естественно, такое идеальное не получится, но все же опыт современных тоталитарных сект будет очень способствовать.

  • Великий Маг Астральный Йорген

    Ребята вы все еретики! Ад и погибель! Ад и погибель! Право слово маразм.
    С такими планами придти к христианскому успеху, вы примите ислам со 100% гарантией.
    Замутить новую религию, дело весьма не простое, требующее куда более глубоких познаний как минимум.
    100% прочитавших это и решивших извлечь профит из местных, будут мертвы ещё в самом начале затеи.
    Почему я так думаю? Ну наверное потому, что у меня подобное предприятие вышло бы и я в этом уверен.
    Что же я тогда не напишу как и не внесу сладкой конкретики? Сложные вещи никогда не бывают простыми, когда о чем то сложном спрашивают или рассказывают, попытка рассказать «в двух словах» хуже молчания. Получиться только у тех, кто «и так может», это вам не вундервафли мастерить.

    Ценность статьи: 0
    Причина: Погибель попаданца.

    • kraz

      Сайт технический.
      Технарь по определению — еретик, потому как вместо нахождения святого духа в электрических явлениях, технарь все больше в справочники лезет, и справочники сии — отнюдь не библия!

      Ну а что сложно — ну дык не проще, чем паровик построить в средневековье. Но и не сложнее, что характерно… 😀

    • Camrad

      У каждого следствия — есть причина. Если человеку в голову пришла такая идея значит… Ну, в дебри психоанализа не полезем …
      Священник (вне зависимости от конфессиии и веры), мошенник, иллюзионист/факир, наставник тренингов личностного роста (как профессор Пи), военный.
      Вполне потянут.

  • Alex Besogonov

    Религия — палка обоюдоострая. Если мы хотим прогрессорствовать, то с религией можем создать класс священников, которые монополизируют технологию и затормозят развитие лет так на 500.

    С другой стороны, если замаскировать научный метод как божественный метод познания, то можно и к успеху прийти.

    В общем, вопрос хитрый.

  • Camrad

    >>Замутить новую религию, дело весьма не простое, требующее куда более глубоких познаний как минимум.
    Ха — три раза.
    1. Контроль поведения

    Контроль поведения регламентирует индивидуальную физическую реальность и распространяется на самые разные сферы этой реальности. Вводятся регулирующие правила, которые касаются выполнения ритуалов, работы, других видов деятельности, социальной среды, и даже таких аспектов, как место проживания, форма одежды, рацион питания и продолжительность ночного сна.

    Чтобы легче было контролировать поведение последователей, во многих сектах устанавливается жесткий распорядок дня. В течение каждого дня обязательно отводится время на выполнение специфических ритуалов и индоктринационную деятельность. У всех членов секты есть свои обязанности, исполнение которых жестко контролируется. Это ограничивает их свободное время и позволяет легче контролировать их поведение.

    В группах с жесткой казарменной дисциплиной члены обязаны спрашивать разрешение у руководителей на выполнение любого действия. Зачастую последователей искусственно ставят в финансовую зависимость от руководства. Когда последователь вынужден просить у руководства деньги на проезд, на одежду, на визит к врачу, на звонок другу или родственнику, то каждый его, шаг в течение дня становится подотчетным. Так группа жестко контролирует поведение последователей и, следовательно, их, мысли и чувства.

    Поведение часто контролируется требованием жить групповой жизнью: вместе есть, работать, ходить на собрания и спать в одном помещении. Проявление индивидуализма подавляется. Члену секты могут навязать постоянного «приятеля» или обязанность постоянно находиться в обществе пяти-шести человек из группы.

    Авторитарное руководство умело манипулирует социальным окружением каждого члена группы, вводя систему поощрений и наказаний. Если человек ведет себя хорошо, его поощряют, и он может пойти на повышение. Если поведение человека не соответствует ожиданиям группы, его публично критикуют и наказывают, например, заставляя чистить туалеты или ботинки всех членов группы. Его могут наказать, принудительно заставляя держать строгий пост, не спать и выполнять «черную» работу. Человек, активно участвующий в осуществлении собственного наказания, начинает верить, что действительно его заслуживает.

    В каждой группе есть свой характерный набор ритуалов, который способствует сплочению ее рядов. Ритуальной становится лексика, манера выражаться, осанка, выражение лица и даже традиционный способ представления групповых убеждений. Это позволяет последователям ощущать «элитарность».

    2. Контроль мыслей

    Контроль мыслей подразумевает столь глубокое индоктринирование членов группы, что они усваивают групповую доктрину, принимают новую лингвистическую систему и практикуют техники остановки мыслей «ради сохранения душевного покоя и сосредоточенности». Чтобы стать хорошим членом группы, человек должен научиться манипулировать процессом собственного мышления.

    В тоталитарных сектах идеология выдается за «истину» и «единственную карту» реальности. Доктрина служит не только фильтром для поступающей информации, но и руководством по осмыслению и обработке отфильтрованной информации. Обычно доктрина носит абсолютистский характер и разделяет мир на «черное — белое», «добро — зло», «мы — они». Группа и ее лидер — это воплощение добра, весь остальной мир — воплощение зла. Часто в тоталитарных группах утверждают, что их доктрина научно доказана. Она якобы отвечает на все вопросы, способна разрешить все проблемы и указать выход из любой ситуации. Члену секты не нужно ни о чем думать, за него «думает» доктрина. Ему не нужно ни о чем заботиться, потому что обо всем «позаботится» доктрина.

    Как правило, каждая деструктивная секта вырабатывает собственный «загрузочный язык» с особыми словами и выражениями. Поскольку язык предоставляет нам символы, которыми мы оперируем в процессе мышления, контроль определенных слов позволяет контролировать мысли. Во многих группах все сложные ситуации принято классифицировать и обозначать емкими терминами-ярлыками, что позволяет перевести эти ситуации из реальной плоскости в плоскость сектантских штампов. Каждый такой термин, или ярлык, служит вербальным выражением «загрузочного языка» и программирует мышление человека в каждой конкретной ситуации, изначально навязывая стереотипы мышления. Еще Л. Витгенштейн писал, что язык представляет собой не только инструмент для отражения реальности, но и составляет фундамент для мышления на уровне символического выражения.

    Язык и мыслительные штампы неразрывно связаны и взаимно переплетены. Поведение людей основано на определенной системе представлений о мире и определяется правилами языка. На основании этих правил оценивается достоверность суждений о фактах реальности. Культура и язык определяют, какие значения будут приписаны фактам (доброе-злое, истинное-ложное, реальное-илюзорное, хорошее-плохое), хотя сами по себе факты никак не окрашены. Правила, на основе которых интерпретируются факты, выдуманы людьми. Факты носят объективный характер, а правила обусловлены культурой и языком. Факты могут оставаться прежними, а правила могут изменяться. Это позволяет моделировать совершенно иную реальность, в которой люди начинают жить иначе.

    Например, у мунистов любая проблема, связанная с осложнением отношений между членами группы, которые имеют разный статус в группе, автоматически классифицируются как «проблема Каина и Авеля». Это своеобразный термин-пароль. Совершенно неважно, кто эти члены группы и в чем суть проблемы, главное, что на нее мгновенно навешивается ярлык — некое ключевое слово, которое автоматически диктует, как эту проблему следует решать. Каин должен подчиниться Авелю и последовать за ним, а не убивать его, как описано в Ветхом Завете. Проблема решена. Дело закрыто. Тот, кто осмелиться думать иначе, служит Сатане, который хочет, чтобы злой Каин восторжествовал над законопослушным праведником Авелем. Любая критическая мысль в адрес лидера, мелькнувшая в голове хорошего члена группа, не сможет обойти это препятствие и непременно зайдет в логический тупик.

    Сектантские клише, или «загрузочный язык», возводят невидимую стену между последователями и «чужими». Употребление вербальных штампов приводит к тому, что члены группы начинают чувствовать свою «особенность» и отделяют себя от окружающего мира. Язык дает возможность привести в смятение новичков, которые хотят понять, о чем говорят члены секты. Они считают, что должны упорно овладевать знаниями, чтобы научиться думать и «понимать» истину. В действительности, усваивая «загрузочный язык», они обучаются тому, как не думать, и узнают, что понимание подразумевает веру и ничего больше.

    Важный элемент контроля мыслей строится на обучении членов группы экранировать, или блокировать, любую информацию, в которой содержатся критические замечания о группе. Обычные защитные механизмы человека деформируются до такой степени, что они начинают защищать его новую сектантскую личность от реальной. Первая линия обороны включает в себя отрицание («Ты говоришь о том, чего нет»), обоснование («Есть серьезная причина, по которой это происходит»), подтверждение («Это происходит, потому что так надо»), и принятие желаемого за действительное («Я так хотел, чтобы это было правдой, что, может быть, так оно и есть»).

    Если в информации присутствуют критические замечания в адрес лидера группы, доктрины или всей группы, член секты мгновенно ставит перед собой «экран», так как его обучили не доверять критике. Вся критика заранее объясняется происками Сатаны, который завладевает умами людей и внушает им ложные представления о группе: «Сатана стремится восстановить людей против нас», «Всемирный заговор печатает о нас лживые сообщения в СМИ, чтобы убрать нас с дороги, поскольку мы знаем о его тайных намерениях». Как ни парадоксально, но критика в адрес группы только подтверждает в глазах членов правильность группового мировоззрения. Поступающая информация воспринимается неадекватно.

    К числу самых распространенных и эффективных приемов, позволяющих контролировать мысли членов секты, относятся ритуалы остановки мыслей. Им говорят, что это способствует их духовному росту и эффективности. Всякий раз, когда в голове члена секты появляется «дурная» мысль, он практикует остановку мыслей, чтобы подавить «негатив» и вернуть себе душевное равновесие. Таким образом он обучается отгораживаться от всего, что угрожает его сектантской реальности.

    Существует много техник остановки мыслей. Это могут быть молитвы, чтение мантр, медитации, пение псалмов, «говорение на языках», работа с дыханием или позиционные танцы, — что-то вроде психогимнастики[9]. Все эти вполне нормальные действия, которые в обычной жизни и даже в психотерапии важны и полезны, в деструктивных сектах приобретают извращенный характер.Они становятся механическими, так как человека программируют прибегать к ним при первых признаках сомнения, тревоги и неуверенности. Через пару недель использование такой техники входит в привычку и становится автоматическим. Человек даже не осознает, что у него в голове только что мелькнула «дурная» мысль. Он может лишь внезапно заметить, что поет псалмы или выполняет другой ритуал остановки мыслей. Члены секты считают, что, научившись останавливать мысли по желанию, они духовно растут, но в действительности они приобретают зависимость. Покинув секту, в которой они постоянно прибегали к таким техникам, им приходится проходить через трудный период отвыкания, чтобы вернуться к нормальной жизни.

    Практика остановки мыслей лишает человека способности тестировать реальность. Если человек способен в отношении группы мыслить только позитивно, он «на крючке». Если доктрина совершенна и лидер прекрасен, то во всех проблемах, которые могут у человека возникнуть, виноват только он сам. Он знает, что во всем должен винить только себя и работать еще упорнее.

    Контроль мыслей эффективно блокирует любые эмоции, которые не вписываются в рамки групповой доктрины. С его помощью члена секты превращают в послушного раба. В любом случае, контроль мыслей подразумевает контроль поведения и эмоций.

    3. Эмоциональный контроль

    Контроль эмоций подразумевает манипуляцию эмоциями и попытку сужения диапазона личных чувств. Вина и страх — это необходимые инструменты, позволяющие держать людей под контролем. Для воспитания конформизма и уступчивости членов группы обучают всегда и во всем винить только себя. Они ощущают историческую вину, личную вину, вину за совершение первородного греха, социальную вину, вину перед группой, перед руководством. Они всегда виноваты в том, что «не сделали», «не справились», «не смогли», «не предусмотрели», «не так подумали» и т. д. Они настолько приучены винить себя во всех грехах, что с благодарностью реагируют на критику лидера в их адрес.

    Манипулируя чувством страха, можно теснее сплотить ряды членов группы. Например, можно искусственно создать образ врага, который преследует группу и ее членов. «Врагом» могут быть продажные агенты спецслужб, коварный Сатана, злые психиатры, практикующие лоботомию, вооруженные члены конкурирующих сект, «мир, погрязший в грехе и разврате» или промы-ватели мозгов из внешнего мира. Можно внушить последователям страх перед невыполнением обязанностей и неминуемой карой, которая за этим последует со стороны руководства. Во многих группах намеренно культивируется страх наказания.

    Чтобы контролировать человека через его эмоции, зачастую необходимо переопределить его чувства. Например, каждый человек хочет быть счастливым. Но если определить счастье как близость к Богу, а Бог несчастлив (как считается во многих религиозных сектах), то единственный способ быть счастливым — это быть несчастным. Поэтому счастье состоит в страдании, которое приближает к Богу. Такой мотив звучит и в несектантских теоло-гиях, но в сектах эта идея становится инструментом для эксплуатации и установления эмоционального контроля. В некоторых культах счастье попросту означает выполнение указаний лидера, вербовку новых членов, пополнение финансов секты. Счастье трактуется как чувство общности с теми, кто обладает высоким статусом в секте.

    Самыми главными качествами в секте считаются благонадежность и преданность. Членам сект позволяется чувствовать и выражать негативные эмоции только по отношению к людям, которые не принадлежат к секте, во всех остальных случаях негативные эмоции — это табу. Их приучают никогда не думать о себе, всегда думать только о группе и никогда не жаловаться. Им запрещено критиковать лидера, вместо этого они должны критиковать себя.

    Многие группы полностью контролируют межличностное общение членов группы. Лидеры указывают, от каких членов группы надо держаться подальше, а с какими теснее сближаться. В некоторых сектах лидеры указывают последователям, с кем вступать в брак, и даже контролируют их сексуальную жизнь. В ряде групп требуют полового воздержания и подавления полового влечения, а это становится источником внутреннего напряжения, которое находит выход в еще более усердной работе. В других группах, наоборот, требуют, чтобы люди вступали в сексуальные отношения друг с другом, а тех, кто отказываются, заставляют чувствовать себя виноватыми. Так группа проявляет эмоциональный контроль.

    Используя техники модификации поведения и злоупотребляя методом кнута и пряника, лидеры укрепляют в членах группы чувство зависимости и беспомощности. Кроме того, мощным инструментом эмоционального контроля служит исповедь в прошлых грехах или в дурных намерениях. Любое признание в грехах, вырвавшееся из уст человека, запоминается. Ни один грех не забывается и не прощается. Как только член секты оступится, ему сразу напомнят былой грех. Любая исповедь превращается в орудие манипулирования и шантажа. Так члена секты заставляют быть послушным исполнителем воли лидера.

    К одной из самых эффективных техник, позволяющих контролировать эмоции, относится негативное программирование на основе внушения фобий. При мысли о том, что они могут оказаться изгоями, члены группы начинают потеть, у них учащенно бьется сердце, дрожат руки. Они испытывают животный страх. Им внушают, что без группы они пропадут и останутся беззащитными перед лицом страшной опасности: они сойдут с ума, погибнут, станут наркоманами или самоубийцами. На групповых лекциях постоянно рассказывают страшные истории, которые якобы произошли с теми, кто вышел из секты. Любой психологически обработанный человек начинает ощущать страх при мысли о выходе из группы и понимает, что только группа может гарантировать ему безопасность. Такие привитые фобии лишают человека психологической возможности уйти из секты, даже если он чувствует себя в секте несчастным.

    Если эмоции человека контролируются, значит, его мысли и поступки тоже контролируются.

    4. Информационный контроль

    Информация — это пища для ума, которая поддерживает наши мозги в состоянии активности и позволяет им нормально работать. Лишите человека информации, которая ему необходима, и он не только не сможет составить мнение ни по одному вопросу, но и вообще лишится возможности здраво рассуждать. Отсутствие информации позволяет вводить человека в заблуждение.

    Люди становятся заложниками деструктивных культов, так как к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. Со временем их внутренние механизмы, позволяющие анализировать и обрабатывать такую информацию, перестают адекватно функционировать.

    Во многих тоталитарных сектах доступ к средствам массовой информации ограничен и/или строго дозирован. Частично это связано с тем, что у членов секты нет на это свободного времени. А при малейшей нерегламентированной паузе их заставляют изучать пропагандистские и агитационные материалы о секте, которые прошли цензуру и одобрены сверху.

    Информационный контроль распространяется на межличностное общение членов группы. Им запрещено критически высказываться в адрес лидера, доктрины или группы. Они обязаны следить друг за другом и докладывать руководству о любых словах и поступках собратьев, которые несовместимы с членством в секте. Новичкам запрещено общаться друг с другом в отсутствие старшего члена группы. Последователям секты велят избегать контактов с бывшими членами секты или людьми, критикующими секту. В некоторых сектах практикуется предварительный просмотр писем и прослушивание телефонных звонков. Информация умышленно дозируется, чтобы члены секты не знали реального положения вещей. Им сообщают то, что им «нужно знать» для выполнения своей работы.

    Контроль информации осуществляется за свет введения разных уровней «правды». Создается внешняя идеология секты, которая опирается на доктрину для «внешнего пользования», и внутренняя идеология для членов секты с доктриной «для внутреннего пользования». Внешний идеологический материал призван успокоить общественность и привлечь внимание «искателей Пути». Внутренние доктрины раскрываются постепенно, по мере приобщения человека к жизни в секте.

    Член секты может искренне верить, что «внешняя» доктрина — это вовсе не ложь, а другой уровень «правды». Создавая обстановку, в которой сосуществуют различные уровни «правды», руководство сект лишает своих последователей возможности объективно оценивать и анализировать происходящее. Члены секты не способны разобраться в реальной ситуации. Им говорят, что они еще не обрели достаточную зрелость, чтобы знать всю правду, но скоро они все поймут. Чем усерднее они будет работать, тем быстрее заслужат право знать высшие уровни «правды».

    Но таких уровней может быть много. Часто продвинутый последователь секты, полагающий, что знает всё, в действительности находится лишь на подступах к «правде». Тех, кто задает много вопросов и хочет слишком быстро все узнать, стараются отвлечь, переориентируя на выполнение внешних задач.

    Контроль поведения, мыслей, эмоций и информации оказывает колоссальное воздействие на человека и позволяет манипулировать людьми даже с самой устойчивой психикой. Мало того, именно люди с крепкой психикой составляют ядро секты и входят в число самых фанатичных и преданных его членов.

  • Akray

    Это относится к современным сектам. Пригодно в основном для вытягивания денег (с оболваненными таким образом людьми не сделаешь ничего положительного). К средневековым ересям, к примеру, всё это применимо чуть менее, чем полностью. Содержать религиозные центры с распорядком дня и жестким контролем за поведением и мыслями было доступно только господствующей церкви. Верующие жили в миру; проповедники переходили из города в город и тоже большую часть времени жили в миру (даже у катаров — наиболее структурированной организации).
    Насчёт контроля финансов католическая церковь уже сделала всё возможное в тех условиях. Еретики выигрывали именно за счёт критики её финансовой деятельности и дешевизны своей церкви (упрощенный культ, отсутствие десятины и постоянных сборов, аскетизм проповедников). Лидеры их отлично знали проблемы своего общества. И они таки пытались развивать своих адептов — катары и вальденсы, например, учили грамоте.
    Отрывок из проповеди катаров, объясняющий популярность ересей:
    «Ибо есть две Церкви: одна гонима и прощает, а другая стремится всем завладеть и сдирает шкуру; и только та, которая гонима и прощает, следует истинным путем апостолов; она не лжет и не обманывает. А та Церковь, которая всем владеет и сдирает шкуру — это Церковь Римская» — http://credentes.livejournal.com/211838.html

  • dimav

    «Но нас сейчас интересует именно этап, когда религия постепенно укрепляется. Она вроде бы победила, но сил массировано давить и контролировать каждый чих она не в состоянии. Этот период — период религиозного брожения. Именно в эти периоды возникают секты, течения, конфессии и монашеские ордена»
    осталось понять как с этим соотносится история становления англиканской церкви, кальвинистской и отдельно становление протестантизма. вроде бы уже и давно римско-католическая церковь победила и конкурентов задавила и иерархию выстроила и каноны прописала и еритков/сектантов придушила. а тут .. мозаика не складывается

    • kraz

      Ну и?
      Ваш вариант почему встала англиканская церковь?

      • dimav

        потому что интересы короля и национального государства «ближе» и важнее сидящего гдето там в Риме «главного от бога» на которого и повлиять то по факту очень сложно.
        ну и опять же практика католической церквик резко расходилась с теорией. как только число грамотных и самостоятельно читающих превысило критическую отметку они стали задавать неудобные вопросы.
        а уж «отнять и разделить» всегда было популярным лозунгом.
        опять же отдавать «управление» насторону этого не один правитель не потерпит,,

        но посто то был о другом — «религиозное брожение» не заканчивается в какойто период «становления». Оно идет всегда и может «забродить» в любой «удобный» момент
        хоть «снизу» — как протестантизм и кальвинизм. хоть «сверху» — раскол на руси. хоть как комбинация этих факторов — англиканская церковь.

        • dimav

          еще стоит добавить что Рим традиционно поддерживал в большей степение Францию а не Англию во время 100летней войны

  • Deus

    Неужели религия победила?
    Как вам последнее решение суда относительно КОРАНА?
    Судья отнесла его к экстремистской литературе, назначила экспертизу. Южно-Сахалинск. Заявление Кадырова есть по данному поводу.
    Так так ли сильна религия?

  • Taras

    >Религия просто крайне необходима для консолидации общества. Без нее общество разваливается на кучу мелких групп, которые не работают синхронно, решая проблемы, а наоборот — мешают друг другу.

    А в РФ то и не знают. И, наоборот, в средневековой Европе население мешало друг другу. Именно благодаря религии. В древнем Египте оно мешало друг другу ещё больше. Опять таки благодаря религии.

  • Taras

    >И более того — они так заняты вредительством соседям, что времени на движение прогресса у них и не остается.

    Кстати, «выколи мне глаз» — это как раз из тех времён, когда религиозным было не 13 процентов коммуняк, как в СССР, а все.

  • Taras

    >Греция в свое время была не только кучкой противоборствующих городов, но и внутри каждого города были свои течения.

    И религиозна до безобразия. Совпадение? Скорей противоборство городов — следствие религиозности.

  • Taras

    >ри этом каждая религия свое общество очень жестко контролирует и стабилизирует,

    И когда же ленинизм стал каждой?

  • Taras

    >Поэтому как только появилась система единого бога — она сразу стала показывать свою эффективность и распространялась именно огнем и мечом. Ведь сильная армия — показатель консолидации общества. Цель любой религии одна — построить устойчивое

    То то был даже принят закон, по потому казнить христиан за то, что они христиане, можно было только по их собственному требованию и нашлись желающие им воспользоваться. И то христиане в армию не шли, пока не был принят закон, запрещавший брать в армию не христиан.

  • Квантовый Механик

    Создаем культ пользования нашими прогрессорскими технологиями и все прекрасно. Вопрос в том, из кого такую религию делать в средневековье? Подойдут ли катары?

  • Akray

    У катаров было кое-что интересное. В Западную Европу пришли извне (из славянских областей Византии). Проповедовали, что все равны между собой (это объяснялось переселением душ) и все должны трудиться (в особенности «совершенные», т. е. духовенство требовало минимум расходов). Обязательное омовение рук (для «совершенных»). Любовь к кошкам.

    Но быть катарским «совершенным» попаданец вряд ли сможет — они не должны были есть мяса и молока, пить что-либо крепче воды и общаться с женщинами (т.е. вообще запрещалось прикасаться к ним). Иначе перестанет быть «совершенным». Им также строго запрещалось владеть собственностью, участвовать в войнах и вообще убивать, а также судить кого-либо. Поэтому они лично не могли быть военными или администраторами. Т.е. политически катары-альбигойцы были очень слабы и зависели от защиты местных феодалов. И тогда никто не мог знать, что графы Тулузские сдадут всё, аки Горби сдал СССР.
    Подробнее о катарах можно посмотреть Анн Бренон «Истинный образ катаризма».

    Особый случай — Танхелин в Нидерландах начала XII в., идейно близкий к катарам. Захватил власть в Антверпене, но потом именно на нём какой-то католический священник испытал технологию разлития мозгов. Не был ли он попаданцем? 🙂

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>