Свежие комментарии

Простое оптическое стекло

Часто в книгах про попаданцев описывают, как главный герой, сварив стекло на костре, делает чуть ли не микроскоп. Не хотелось бы разочаровывать, но ничего не получится. Если посмотреть через бутылочное стекло, то все искажается. Это происходит не столько за счет кривой поверхности, сколько за счет того, что стекло неоднородно — оно состоит из фрагментов с разными коэффициентами преломления и даже цвета. Поэтому если хочется сделать хотя бы примитивную подзорную трубу, то нужно озаботится производством стекла, хотя бы близкого к оптическому, то есть высокой однородности и прозрачности.

Вообще-то у настоящего оптического стекла есть масса влияющих на качество параметров. Самый основной. это коэффициент преломления. Во-первых — он в разных видах стекла меняется от 1,43 до 2,17. Это очень большой разброс, но современной оптике и его не хватает — создаются керамические, кварцевые или сапфировые элементы. Второй параметр — дисперсия. Луч света состоит из волн разного цвета, а у каждого цвета немного свой коэффициент преломления. Именно поэтому по краям линзы мы видим цветные ореолы. Следующий важный параметр — это коэффициент поглощения (то есть прозрачность). И последнее — эти все коэффициенты в современном стекле отклоняются на мизерные величины — порядка одной десятитысячной процента. Нам такое будет только снится, но мы и не будем пока выпускать светосильные объективы. Нам главное — однородность полученного результата.

Так из чего же делать оптические приборы?
Конечно, для фараона можно сделать очки и из горного хрусталя — но сложность его обработки очень высока. Да и технологию под него придется создавать особую, что долго, а нас все же интересует массовое производство. Вариант же с сапфиром можно вообще отбросить — с твердостью 9 по Моосу его обрабатывать куда сложнее, чем горный хрусталь. В конце концов, можно просто переплавить кварц и получить кварцевое стекло — но для этого нужно 1730°С, что совсем-совсем нетривиально для древнего мира…

Поэтому делаем из стекла.
Итак, в чем отличие технологии простого оптического стекла от стекла для бутылок?
Во-первых — стекло нужно варить в закрытых сосудах. Из-за того, что для растопки используют уголь, то угольная пыль и сажа попадают в расплав и стекло получается темным. Второе — температура для проварки должна быть достаточно высокой, выше 1500°С. При этом, чтобы расплавить стекло до состояния, когда с ним можно работать, нужно всего около 700°С. Поэтому процесс идет двухступенчато — сначала стекло проплавляют и результат выливают в воду — там он трескается, получаются так называемые фритты. Фритты перемалывают и плавят еще раз, с температурой до 1000°С. Кроме всего прочего, это дает более однородную структуру стекла, что очень важно для оптики.

Самое простое — свинцовое стекло. Но свинец, добавленный в стекло, окрашивает его в желто-оранжевый цвет. Чтобы цвет нейтрализовать, нужно вместо соды (Na2CO3) для варки свинцового стекла использовать поташ (K2CO3). Такое стекло называется «флинт» и варят его с 1635 года. Для простейших оптических приборов нам вполне подойдет.

Ну и последний секрет. В стекле попадаются так называемые «свили», это неоднородности в виде нитей (отлично видно в любой стеклянной бутылке). Нам для оптического стекла они неприемлемы. Они образуются из-за контакта расплавленного стекла со стенками горшка, в котором плавят стекло. При такой температуры стенки горшка немного плавятся и вещества из них попадают в расплав, причем чем ближе к центру, тем их меньше. При отливе эта неравномерность и образуют нитки-свили, а если плавим двухступенчато, то при переплавке фритт образуются «мошки». Чтобы их не было, требуется при варке постоянно перемешивать расплавленную массу — простым железным прутом с огнеупорным наконечником. С одной стороны элементарно. Но сделать это непросто, так как горшок будет открыт и в него попадет сажа, для такого метода варки необходимо более сложную конструкцию печи. Кроме того — стекло варят до 4-х суток (если большие горшки), что простоты не добавляет. Но с другой стороны — стекло получается настолько однородным, что двухступенчатый процесс не обязателен — стекло можно сразу пускать в использование. Вобщем — все зависит от отладки процесса на конкретном заводе.

23 комментария Простое оптическое стекло

  • xolmc

    Ну можно добавить еще, что в работу потом берется не вся масса, а слиток обычно разбивают на части, сортируют их по размеру и показетелю преломления, и формуют и полируют каждую линзу отдельно.
    Ну, и понятное дело, чтоб не было зеленого бутылочного оттенка, содержание железа должно быть в пределах 0.01% (да-да, всего одна сотая процента!!!)
    Как обеспечить такую чистоту — тоже отдельный вопрос. Хотя, если попаданец взялся варить стекло, у него как минимум должна была быть пятерка в школе по химии 🙂

    • kraz

      Да там на самом деле проблем вагон и маленькая тележка.
      Я только самого края коснулся — там ведро таких «отдельных вопросов».

    • 4eshirkot

      Проблема железа не является столь серьезной. В качестве чистого сырья можно использовать тот же горный хрусталь, или даже обычный белый кварцит, который повсеместно встречается в речной гальке. Или же песок очищается промываниеи соляной кислотой или прокаливанием с нашатырем — летучие хлориды железа испаряются. Аналогично действует поваренная соль, добавояемая в шихту.
      С сажей и копотью тоже нет особых проблем — они выгорают при варке, более того, иногда уголь специально добавляют в шихту. Даже древесная зола, состоящая в основном из карбонатов калия и кальция, растворяется в стекле с незначительным изменением его состава

  • Виктор

    Вот из Википедии
    Началом промышленного производства оптического стекла можно считать результат многолетней работы швейцарца Гинана, которому, совместно с Фраунгофером, удалось внедрить на заводе Утцшнайдера в Бенедиктбойерне (Бавария) более или менее надёжный способ получения хорошего оптического стекла в горшках емкостью до 400 кг. Ключом к успеху был изобретённый Гинаном приём механического перемешивания расплава во время варки, круговыми движениями глиняного стержня, вертикально опущенного в стекло. В 1811 году, Гинаном и Фраунгофером, было запущено в производство два сорта оптического стекла:
    крон (72 % SiO2, 18 % K2O, 10 % CaO)
    флинт (45 % SiO2, 12 %K2O, 43 % PbO)
    Учитывая именно военное применение оптики и астрономические наблюдения, переоценить значение данных рецептов просто немыслемо. Однако состав шихты надо искать тщетельнее.

  • Виктор

    Кстати сегодня смотрел литературу по ювелирным камешка, так там сорт «стразы» нашел. Хорошая дисперсия и прозрачность.
    Состав «страз» 8,8 Поташ + 53 окись свинца + 38,2 кремнезём
    Ну там ещё буры капельку и мышьяковой кислоты. Для окраски можно добавить медь и хром 0,2 и 0,02 процента для синего цвета. Короче преломление от 1,7 до 2,3 примерно. Получится или нет оптика, а вот поддельные камушки для ювелиров вполне подойдут. Главное блеск в глазах куртизанок.
    К чему? Стекло с хорошей прозрачностью не только для оптических приборов пойдёт, но и для «дешёвых» тносительно и красивых украшений. Это реальные деньги.

  • dimav

    «Во-первых — стекло нужно варить в закрытых сосудах. Из-за того, что для растопки используют уголь, то угольная пыль и сажа попадают в расплав и стекло получается темным.»
    «Чтобы их не было, требуется при варке постоянно перемешивать расплавленную массу — простым железным прутом с огнеупорным наконечником. С одной стороны элементарно. Но сделать это непросто, так как горшок будет открыт и в него попадет сажа, для такого метода варки необходимо более сложную конструкцию печи.»
    нужна муфельная печь. она много для чего нужна (можно еще газогенератор замутить но муфель попроще будет)

  • Taras

    >оно состоит из фрагментов с разными коэффициентами преломления и даже цвета.

    Получилось: «оно состоит из фрагментов с разными коэффициентами преломления и даже с разными коэффициентами цвета». Вот только не бывает коэффициентов цвета. Здесь даже не по закону Мёрфи фигня, а просто языковая фигня, так как неоднозначностью не воняет.

  • Taras

    >называется «флинт» и варят его с 1635 года. Для простейших оптических приборов нам вполне подойдет.

    Флинт нужен не для простейших оптических приборов, а для любых, просто в сложных к нему добавляетсякрон для компенсации хроматических аберраций. Если сделать из одного крона, результат будет не лучше, а вот вместе, за счёт разности дисперсий, можно сделать приличный многолинзовый окуляр, у которого хроматические аберрации будут меньше.

  • mx

    «Поэтому если хочется сделать хотя бы примитивную подзорную трубу, то нужно озаботитЬся»
    «Вообще-то, у настоящего оптического стекла »
    «Самый основной — это коэффициент преломления.»
    «Нам такое будет только снитЬся, но мы и не будем пока выпускать светосильные объективы.»
    «Из-за того, что для растопки используют уголь, угольная пыль и сажа попадают в расплав и стекло получается темным.»
    «При отливе эта неравномерность и образует нитки-свили, а если плавим двухступенчато, то при переплавке фритт образуются «мошки».»
    «С одной стороны, элементарно.»

  • https://www.youtube.com/watch?v=B7lgo1LbpCs

    аффтар говорит что прозрачное стекло получилось всего с 20ой попытки.

    • kraz

      И это он еще пришел на разработанное месторождение и набрал в ведро минералов!
      А если бы он использовал древние печи, где в стекло падает куча мусора?

  • 4eshirkot

    Свинцовые флинты варят с 17 века, причем за счет легкоплавкости и низкой вязкости расплава вполне годное оптическое стекло получалось и без длительного перемешивпния расплава. Так что не на костре, но в простой печи его вполне можно сварить, тем более что сырье вполне доступное и легко подвергается очистке. Высокий коэффициент преломления и относительно низкая дисперсия флинта очень хороши для оптических целей.
    Все ухищрения типа длительного перемешивания понадобились только тогда, когда началось массовое производство оптических приборов, появилась потребность в крупных линзах и ахроматических приборах.

  • vashu1

    Роскошная книга Качалов Н.Н. Стекло 1958

    Про флоат процесс еще ничего нет, но учитывая что первые опыты по нему делались еще Бессемером, а успех пришел лишь конце 50х(как раз годы написания книги) вещь явно непопаданческая.

    Дайджест https://www.dropbox.com/s/2e48sq8dtry9elh/glass.txt?dl=0

  • Бусы

    нанизывание с Bead Spinner https://www.youtube.com/watch?v=tEijus0m030
    ориентирование вращением https://www.youtube.com/watch?v=zBVPABGMsKY

    ручная машинка для прокатки проволоки https://youtu.be/89niYJEE9mQ?t=73

  • 4eshirkot

    Освоив выплавку простого оптического стекла и шлифовку из него линз, попаданец столкнется с тем, что изображение в зрительной трубе или микроскопе получится сильно искаженным и размытым. Причиной этому служат различные аберрации, из которых наибольшее влияние на разрешающую способность оказывает хроматическая аберрация.
    Хроматическая аберрация возникает из-за того, что световые лучи с разной длиной волны преломляются по-разному, и в итоге положение фокуса, например, для красных и фиолетовых лучей не совпадают.
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Chromatic_aberration_lens_diagram.svg
    Причину этого явления выяснил еще Исаак Ньютон в 1666 г., открывший дисперсию света при преломлении. Ньютон же первым попытался устранить хроматические аберрации, но из-за ошибочно построенного эксперимента ему это не удалось.
    На практике скомпенсировать такой тип аберраций смог Честер Холл в 1733 г, а поставил на поток производство ахроматической оптики Джон Доллонд в 1758 г.
    Для компенсации хроматической аберрации используется комбинация двух линз — собирающей и рассеивающей — из стекла разных типов.
    Стекло первого типа (крон) имеет относительно небольшой показатель преломления (около 1.5) и невысокую дисперсию (число Аббе около 60).
    Стекло второго типа (флинт) наоборот, имеет сильную преломляющую способность (коэффициент преломления 1.6-1.7) и высокую дисперсию (число Аббе 25-35).
    Если собрать (желательно склеить клеем с промежуточным значением показателя преломления, что сильно уменьшит потери на отражение) дублет из собирающей линзы из крона и рассеивающей из флинта (оптическая сила второй линзы меньше, поэтому комбинация двух линз работает как собирающая линза), можно достичь того, что световые лучи двух разных длин волн будут фокусироваться в одной точке.
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/15/Lens6b-en.svg
    Для визуального наблюдения обычно добиваются сходимости желтых и синих лучей, или фиолетовых и красных. Для фотосъемки подбираются другие длины волн в зависимости от светочувствительности конкретного фотоматериала.
    Использование двойного набора стекол сильно усложняет конструкцию оптических приборов, однако это усложнение вполне оправдано, тем более что принципиальных сложностей для появления ахроматической оптики нет даже в достаточно глубокой древности.

    • 4eshirkot

      Основная сложность для попаданца состоит в получении стекол с нужными характеристиками.
      Кроновое стекло, применявшееся в оптике с XIII в. почти до середины века XIX в. представляло собой обычное щелочно-известковое стекло, такое же, как стекло для окон или зеркал (само название crown glass произошло от метода изготовления листового оконного стекла в виде диска за счет быстрого вращения. Из листа стекла выбирали куски, свободные от пузырей и свили, для шлифовки линз). Особенно ценилось венецианское стекло «vitrum blanchum» и позже появивщееся «crystallo», которые выплавлялись из кварцитовой гальки вместо песка, и соды из золы прибрежных растений, привозившейся из Леванта.
      Кроме тщательного выбора чистого сырья венецианские мастера практиковали выливание расплавленного стекла в воду с последующим переплавлением. Такая нехитрая обработка, вместе со снятием пены при плавке, обеспечивала полное удаление хлоридов и сульфатов, содержавшегося в соде и не дающего получить прозрачное стекло. Для уменьшения температуры плавления и снижения вязкости стекла использовался избыток соды, из-за чего стекло получалось недостаточно прочным и стойким к воздействиям окружающей среды. Попаданец, помимо хорошо известных приемов очистки компонентов и улучшения состава стекла (использование смеси соды и поташа, добавление окиси бария или магния, и т.д.), может вообще заменить кроновое стекло на полиметилметакрилат https://www.popadancev.net/pleksiglas/, поскольку их оптические свойства весьма близки (показатель преломления и число Аббе ПММА 1.495 и 58 соответственно).
      Выплавка же свинцового флинта не должна составить особых проблем, такое стекло производится с 1662 г., когда Джордж Равенскрофт начал использовать прокаленный кремень (который и дал стеклу название «flintglass») как источник очень чистого кремнезема, а свинцовый сурик — как добавку, понижающую температуру плавления. Получаемое таким образом стекло (свинцовый хрусталь) было очень прозрачным и благодаря высокой дисперсии хорошо играло на солнце, поэтому из него делали граненую посуду и иммитации драгоценных камней.
      Попаданец может взять за основу флинт F2 (62% SiO2, 24% PbO, 8% K2O и 6%Na2O), применяющийся до сих пор.
      Из-за высокого содержания свинца флинт плавится при намного более низкой температуре, чем обычное кроновое стекло, и благодаря низкой вязкости расплава быстро освобождается от пузырьков воздуха. Однако долгое время не получалось сделать крупные линзы из флинта, более 4 дюймов в диаметре, поскольку при плавке больших количеств тяжелые соединения свинца распределялись неравномерно по высоте тигля.
      Решил эту проблему Пьер-Луис Гинан в 1795 г., причем достаточно простым способом — перемешиванием расплавленной массы стержнем из огнеупорной глины.
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Henri_Guinand_four_de_fusion_avec_appareil_%C3%A0_guinander.jpg
      Метод Гинана позволил изготавливать намного более крупные куски стекла, в десятки килограммов, но на первых порах попаданцу это вряд ли будет нужно

    • 4eshirkot

      //Холл хотел сохранить свое изобретение втайне настолько, (видимо ждал открытия первого патентного бюро ну, на, то он и юрист, в конце концов) что работая над созданием ахроматической линзы, остроумно, но недальновидно заказывал крону и флинт (линзы из разных типов оптического стекла с разной преломляющей силой) у двух разных производителей, а именно Эдварда Скарлетта (Edward Scarlett) и Джеймса Манна (James Mann). А те, в свою очередь, сплавляли эти два заказа одному субподрядчику Джорджу Бассу (George Bass), который поняв, что заказчиком является один и тот же человек и дело здесь нечисто. Сложив два и два, он заметил ахроматический эффект, который создают эти две линзы, будучи скомбинированы в одну, но, в этот раз на этом все кончилось. Где-то в 50х годах восемнадцатого века Баас упомянул об этом эффекте в разговоре с оптиком изготовителем телескопов Джоном Долландом (John Dollond) и понеслась, вот кто моментально оценив всю ценность этой находки, по достоинству! Долланд тут же изобрел ахроматическую линзу заново, вставил ее в окуляры своих телескопов и, сделав вид что так и должно быть, незамедлительно получил патент на ее изобретение, что в шестидесятых годах восемнадцатого века, вызвало жаркие битвы между изготовителями оптики за право изготавливать и продавать такие линзы. Сын Долланда Питер, усовершенствовал ахроматическую линзу, дополнив ее третьей линзой, отчего она получила название апохроматической линзы…//

  • vashu1

    Самодельная машина для шлифовки линз https://www.youtube.com/watch?v=_i-64P2WaDw&ab_channel=Fraens

Leave a Reply to 4eshirkot Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>