Свежие комментарии

Лютня, или на чем играть Высоцкого


Каждый попаданец, как известно, должен кого-то предупредить, кого-то замочить, что-то внедрить, но обязательно перепеть Высоцкого. И если с первыми тремя задачами нужно как-то сориентироваться на месте, то четвертая вполне конкретна. И песни вы даже знаете. Но на чем играть?

Высоцкий, как известно, играл на русской семиструнной гитаре, а вам, скорее всего, известно переложение его песен для классической шестиструнной гитары. Но вот в чем проблема: ни тот, ни другой инструмент не достать ни в прошлом, ни в фэнтези-мире. Гитара как таковая появилась в Испании в XVII веке, а современный вид приобрела в руках знаменитого мастера Торреса в XIX веке. На чем играли до того? На арфах, на гуслях, на волынках, на дудках… … и на лютнях. Вот он, самый похожий на гитару инструмент, на котором может быстро научиться играть любой гитарист. Лютня! Освоив ее, можно бацать Высоцкого без особого труда. Если, конечно, сумеете справиться с парой подводных камней. 

6-Course Lutes - Marcos Kaiser - Lutemaker
Ну ведь почти двенадцатиструнка!

Во-первых, количество струн. У лютни не было строго зафиксированного количества струн. Но наибольшее распространение в Средние века и начало Ренессанса имела шестихоровая лютня. Струн у нее одиннадцать, и она весьма похожа на привычную многим двенадцатиструнную гитару: все струны, кроме первой, организованы в пары, настраиваемые в унисон либо в октаву. Стало быть, искать надо именно такую. Лютни с нестандартным количеством струн (а именно такие стали популярны в поздний Ренессанс и эпоху барокко) лучше оставить на потом. 

Во-вторых, строй. Строй лютни хоть и похож на гитарный настолько, что лютневые произведения в будущем без труда будут переложены для гитары, но немного отличается. Во-первых, он выше, так как инструмент более короткомензурный (гриф у лютни короче). Играть на ней — примерно как на гитаре с каподастром на третьем ладу. Ну, и еще третья пара струн — правильное название «третий хор» — настраивается не так, как на гитаре, а на полтона ниже. Но это можно исправить и настроить третий хор по-привычному, чтобы не менять аппликатуры аккордов. 

Pin on Labyrinthes and Lutes
Технология средних веков: навязные лады

Лады у инструмента не фиксированные, а навязные, то есть, их можно передвигать. Стандартное их положение соответствует натуральному строю, в котором некоторые ноты будут звучать несколько непривычно. В принципе можно подвигать лады, чтобы добиться равномерно темперированного строя, как на современной гитаре — но надо ли? Ведь для аборигенов это будет звучать, как слегка расстроенный инструмент. Ну и самая неприятная особенность — струны из кишок. Их отличительная особенность в том, что они расстраиваются от перемен погоды или влажности воздуха. Поэтому и говорили, что лютнист настраивает дольше, чем играет. Натянуть металлические — даже не думайте: инструмент просто не создан с необходимым запасом прочности, сломаете моментально. 

Приноровившись ко всем этим особенностям лютни, любой гитарист без особого труда научится на ней играть и сможет перепеть для аборигенов что-нибудь из любимых песен. А как играли исторические лютнисты? Чесали ли они аккордами, как тот же Высоцкий, или пилили фингерстайл по табам? Знали ли ноты?

Нот в Средние века, как и в ранний Ренессанс, большинство не знало: они использовались только в церковной музыке. Лютни менестрелей и трубадуров настраивались примерно как гитары дворовых Блэкморов в СССР в 1980-е: первая струна «ну как-нибудь так», остальные по первой. Игра аккордами была известна, как и медиаторы: они, именовавшиеся тогда «плектрами», изготавливались из жесткой кожи или гусиного пера. Играли и мелодии, причем такая игра старше, чем аккордовый чес: лютня как таковая происходит от арабского уда — безладового инструмента, на котором играли только мелодию. Запоминали мелодии практически «по табам»: учили, на каком ладу что зажимать.

Не следует, однако, забывать, что средневековые гармонии отличались от современных. Привычный, «русский-народный-блатной-хороводный» гармонический ля-минор с его тройкой блатных аккордов — Am, Dm и E7 — звучал бы для уха хроноаборигена непривычно, так как абориген был приучен к натуральному минору с другой тройкой — Am, Dm, Em. Думайте сами, перекладывать ли Высоцкого в натуральный минор или исполнять, как есть: пусть привыкают?

8 комментариев Лютня, или на чем играть Высоцкого

  • Интересно. Послушать бы как он в миноре бы звучал )

  • vashu1

    Долбанутые инструменты — Glass Armonica https://www.youtube.com/watch?v=cVqqNigImtU

  • 4eshirkot

    С чего это стеклянная гармоника долбанутый инструмент?
    Необычный звук достигается достаточно простым способом, как, например, в танце феи драже или аквариуме (не том, о котором подумали, а Шарля Камилла Сен Санса). Была бы помощнее, сгодилась бы и для сопровождения религиозных действий.

    • Про некоторые проблемы там рассказывают.

      Но я скорее имел в виду «крышесносящий», ломающий стереотипы.

  • 4eshirkot

    //Не следует, однако, забывать, что средневековые гармонии отличались от современных. Привычный, «русский-народный-блатной-хороводный» гармонический ля-минор с его тройкой блатных аккордов — Am, Dm и E7 — звучал бы для уха хроноаборигена непривычно, так как абориген был приучен к натуральному минору с другой тройкой — Am, Dm, Em.//
    По отношению к средневековье вообще достаточно странно применять концепции минора-мажора, их тогда и не было еще.

  • WhiteWind

    4eshirkot, были греческие лады, которые включают в себя натуральный мажор и натуральный минор. Но не гармонический минор.

  • То ли мультибарабан то ли круглый ксилофон https://www.youtube.com/watch?v=0RsqYwwj8Z0

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>