Свежие комментарии

Готический шрифт

Что такое готический шрифт, знает каждый.
И каждый замечал, насколько этот шрифт отличается от того, чтобы было до и того что было после.
Тут возникает вопрос — а почему так получилось?

Ну что же, давайте посмотрим.
И начнем с того, что в реальности готический шрифт не один. То, что мы так называем, подразумевает пять шрифтов…

Итак, самый древний готический шрифт — текстура, появилась в 12 веке в скрипториях на севере Франции.

goth_textura

Это — именно тот классический готический шрифт, который совершенно нечитаем. И еще в нем понапридумывали кучу лигатур, когда частые пары букв (типа th) обозначаются одной заковыристой. И именно он показывает психологию средневековья.

Дело в том, что вообще в средневековье существовало негласное правило — поступать не по закону а «по правде».
Именно поэтому количество подделок «древних» документов в средневековье зашкаливает, об этом уже говорилось. Средневековый человек всюду подходил с этими мерками. Он делал что-либо не с точки зрения чтобы это было удобно или экономично, а с точки зрения чтобы это было правильно, при этом правильно для каких-то высших мистических сфер.

Именно поэтому переписчику книг (а они были монахами и отношение к мистицизму имели самое прямое) хотелось, чтобы шрифт выглядел максимально ровно. Всякие кривые элементы поэтому были удалены, а вертикальные линии стали очень жирными, при этом старались, чтобы пробел между линиями соответствовал толщине линии. Как результат — «забор», когда читаемость принесена в жертву единообразию.
Плюс еще и классические готические приемы — вытянутость кверху, как в соборах, мебели и даже в платьях.
И эта вытянутость тоже была не просто так, она означала тягу к высшему, тягу к богу.

Текстура — это ода единообразию.
Однако, очень быстро выяснилось, что вообще для использования как для письма текстура жутко неудобна.
Ведь не каждый день нужно строить соборы, чаще всего нужен курятник. Поэтому всякие долговые расписки и письма к сюзерену писать текстурой можно… но ненужно. И поэтому ее слегка отредактировали — появилась бастарда.

bastard

Бастардное письмо отличается уже некоторой «рукописностью». И хотя появился он опять во Франции (но уже не на севере) и быстро расползся по всей Европе. В каждой стране он был другой, национальные темпераменты имеют место. Очень много было вариантов в Италии (гуглим то же «письмо Петрарки»).

Но на этом не остановились.
Дальше — в 14-м веке итальянцы придумали ротунду.

rotunda

Шрифт без засечек, очень удобно было это писать и читать. И заметны древне-римские корни. Хотя остальные нации итальянцев, фактически, ротунду не поддержали, но в Италии она оказалась очень популярной. Видимо Рим имел очень большую потребность в светских документах и в Риме здравый смысл все-таки пробил брешь в высших материях. Ротунда во времена Возрождения дала жизнь минускулу, но это уже отдельная тема.

Немцы на этот счет имели свое мнение. Им была чужда итальянская легкость, но количество светских документов все возрастало. Пришлось тоже меняться. В 15 веке немцы придумали швабахер (швабский шрифт).

3Schwabacher

Если остальные за остальные шрифты нужно благодарить французов и итальянцев, то здесь немцы развернулись.
По большому счету, швабахер нельзя считать отдельным шрифтом — это просто немецкая вариация бастарды. Но немцы оказались очень консервативными. Они настолько много им пользовались, что итальянская бастарда не удостоилась отдельного названия, а немецкая — пожалуйста.

Более того — когда в западный мир пришло Возрождение, люди осознали что многое не нужно (в шрифте в том числе) и дизайн шрифта поменялся принципиально, немцы не отказались от швабахера. Они взяли его, добавили кое-какие древние элементы из текстуры, еще улучшили читаемость и вывели в свет разновидность швабахера — фрактуру. И использовали ее много-много лет, да и сейчас используют. Так что фрактура родом не из средневековья, а как раз из Возрождения.

Если вы берете современны компьютерный «готический шрифт», то это в 90% случаях именно фрактура. Просто в одном шрифте элементы текстуры усилены, а в другом ослаблены. Я тут даже пример выкладывать не буду, несть им числа.

Можно долго разбирать мелкие элементы шрифта, но это вряд ли тут нужно, важен сам баланс — чем плотнее и менее читабелен шрифт, тем он древнее. И это касается только средневековья, потому что в Древнем Риме образцы письма были на удивление читабельными, тогда дизайн стоял лицом к человеку, а не к высшим силам.

Шрифт (и в целом типографика) это часть дизайна. Именно это для нас особенно ценно. Потому что дизайн — это не отражение реальности в картинах и рисунках (искаженное восприятием автора), это полностью выдуманная картина мира. То есть именно по дизайну можно понять что в головах людей. И поэтому вместе с революциями и мировыми войнами радикально менялся дизайн во всех своих применениях — от типографики до моды. Взяв в руки документ, написанный в древности можно много сказать о людях, которые его писали, даже если сам текст попаданец прочитать не сумеет.

38 комментариев Готический шрифт

  • 2:5080/205

    Я не в теме и только начал читать статью (может быть то, что скажу, дальше в ней и написано) — первый шрифт наиболее удобен для письма чем-то вроде плакатного пера. Кто помнит такие… Я вот помню. Широкие линии одной ширины, закругления большого радиуса или же почти ломанные… А попробуйте плакатным пером сделать букву O — сразу поймете. Т.е. шрифт для письма шгирокой палочкой, по типу плоской отвертки, тонкие линии — когда ее ведут боком.

    • kraz

      Не так. Текстура имеет кучу дополнительных горизонтальных (и не только) штрихов.
      А строить забор одинаковых линий с одинаковыми пробелами утомляет.
      Именно поэтому были придуманы лигатуры, чтобы верхнюю черту над tt или th писать одним движением.

      Именно поэтому для светского письма использовали бастарду — она не только легче пишется за счет круглых элементов, но и читается.

      • 2:5080/205

        Зрим в корень! Чем они это писали??? Технически, каким инструментом?
        Супер-жирные линии как проводили? Я сейчас на листочке попробовал изобразить — это несерьезно, надо нарисовать контур и закрасить его изнутри, ручкой такое никто не станет делать. Они наверняка писали чем-то плоским…

        • hludens

          Не поверите- пером! 🙂
          Правильно заточенным разумеется.
          Вертикальная палочка рисуется одним движением (при равномерном нажиме). Горизонтальные связи узкие именно потому что перо двигают боком.
          Толстые диагонали- это то место где перо слегка довернули.

  • Grue

    Есть еще один момент у текстуры — она нахрен стирает индивидуальность пишущего. Фактически, это способ сделать рукописный текст (написанный зачастую разными людьми) реально однородным, как при печати.

    • kraz

      Да, именно так. Личность — ничто, нужно думать о боге.

      • Grue

        Причем тут бог? Просто способ добиться качественного однородного продукта: жесткие и легко контролируемые правила начертания. Вам понравится, если книга будет напечатана семью разными шрифтами? Причем чередуясь (зачастую книгу переписывала целая команда писцов разом)? Если шкаф делает команда столяров, то клиенту глубоко до одного места, как именно шлифует свои детали шкафа каждый из работников, ему надо, чтобы вся поверхность выглядела одинаково качественно со всех ракурсов.

        А вообще не факт, что текстура плохо читается. Это скорее у нас нет опыта ее чтения: шрифт, визуально очень близкий к римскому, мы читаем с детства, и ПОЭТОМУ он НАМ кажется легко читаемым, когда натыкаемся на римские монументы. А текстуру мы видели пару раз в учебнике истории, и ПОЭТОМУ она кажется трудно читаемой…

        • kraz

          >>Причем тут бог?

          Это с нашей точки зрения не причем. Но в те времена он был очень даже причем, посмотрите статью про атомную теорию (а она — много позже средневековья).

          >>А вообще не факт, что текстура плохо читается.

          Вообще-то факт. Существуют исследования по читаемости шрифтов и выработаны требования. Текстура им не соответствует и, похоже, не соответствует даже тем требованиям, которые сейчас не придумали исследовать (потому что они исчезли).
          НО, если вы не верите, то можете сами попробовать, шрифты есть в доступности, принтер сейчас не дефицит. И неважно, что чистой текстуры с лигатурами у вас не будет, достаточно и такой.

          • Грю

            НО, если вы не верите, то можете сами попробовать

            Что толку пробовать, если я всю жизнь читаю совсем другой вид шрифтов и, естественно, распознаю их куда лучше? Просто потому, что я этому научился еще до школы? Это все равно, что сказать, что иероглифы плохо читаются. И ведь факт, для МЕНЯ они все на одно лицо и нихххрена не запоминаются надолго, хоть тресни. А вот японцы сильно страдают от монотонности английского текста, даже те из них, кто очень хорошо знает его (лично знаю такого). Потому что ДЛЯ НИХ читабельность текста с иероглифами выше.

            Для читателей того времени текстура могла быть вполне более читабельной, чем современные шрифты. А чтобы провести реально объективное исследование по читаемости шрифтов, надо с нуля учить разным шрифтам каких-нибудь китайцев из глухих деревень, в жизни не видевших латиницы, и сравнивать результаты между этими шрифтами.

            Это с нашей точки зрения не причем. Но в те времена он был очень даже причем, посмотрите статью про атомную теорию (а она — много позже средневековья).

            Cлишком притянуто за уши. Для появления нужды в однообразии начертания букв во всей книге не нужно бога, достаточно желания читающего не адаптироваться постоянно к разным почеркам, а концентрироваться на содержимом текста. Приспосабливаться к разным почеркам очень неприятно, а книги, как я уже говорил, переписывали целыми артелями.

            • kraz

              Ошибочно думать, что люди в средневековье биологически отличались от современных.
              Поэтому правила читабельного шрифта для них те же самые, и как бы они не «привыкали к текстуре», если дать им современный шрифт, то привыкнут еще быстрее.

              • Грю

                Ошибочно думать, что люди в средневековье биологически отличались от современных.

                Ошибочно думать, что способность к чтению дается биологически, еще до рождения. Если же этому учатся, то привычность шрифта оказывается первична: вы можете сколько влезет пялиться на иероглифы, но они вам так и не станут своими, тогда как японцам европейский текст дается тяжело. Это вот факт. И что тогда считать более читабельным, европейский текст или японский?

                Поэтому правила читабельного шрифта для них те же самые, и как бы они не «привыкали к текстуре», если дать им современный шрифт, то привыкнут еще быстрее.

                А вот это вопрос, на который ответить можно только серьезным экспериментом, обучая людей с нуля. Абстрактное рассуждение в стиле «мне так легче, значит всем так должно быть легче» слишком примитивно и не работает во многих случаях.

          • Alex Besogonov

            Надо сравнивать текстуру не с современными печатными шрифтами, а с рукописными. Текстура прекрасно читается и не требует для написания той самой сильно тонкой моторики.

            Кстати, напомнило мне то, что нам историк в универе рассказывал — самую древнюю клинопись читать намного проще, чем рукописи средних веков. Тупо из-за того, что для того, чтобы распознать глиф нужно только распознать расположение взаимное штрихов. Благодаря самому методу письма сами штрихи одинаковые и даже самый криворукий переписчик делал достаточно читаемый текст.

  • Karakh

    Это не то основание, на котором стоит делать далеко идущие выводы о психологии средневековья. Шрифты варьировались куда сильнее, чем кажется на первый взгляд.

    Ротонда появилась еще в 11 веке http://medievalwriting.50megs.com/scripts/examples/rotunda1.htm

    Готические шрифты были еще более разными чем кажется
    13 век, английская готика http://medievalwriting.50megs.com/scripts/examples/gothdoc1.htm

    Документы Папской курии (а уж кому бы больше думать о боге чем им) бывали писаны совершенно другим подчерком
    12 век: http://medievalwriting.50megs.com/scripts/examples/papal1.htm
    15 век: http://medievalwriting.50megs.com/scripts/examples/papal4.htm

    В 14 веке вот так выглядил английский курсив:
    http://medievalwriting.50megs.com/scripts/examples/cursive3.htm
    или вот так:
    http://medievalwriting.50megs.com/scripts/examples/cursive10.htm

    • Karakh

      В общем, можно сказать, что готический шрифт сильно отличается не только от того, что было до и после, но и от того, что довольно часто использовалось во время.

    • kraz

      Да, естественно, многообразие было куда как заметнее.
      То, что вы привели 15 века — это уже начальный минускул, который во времена Возрождения пошел по Европе, считайте это зародышем. Ведь ничего не берется ниоткуда.

      И заметьте — все ваши примеры это, фактически, скоропись. А скоропись всегда была (и сейчас есть рукописный шрифт) отдельной темой.

      • Karakh

        Эээ… нет, все мои примеры фактически не скоропись. Собственно, к каждому примеру по той же ссылке можно прочитать что он есть.

        ротонда — Псалтырь (Melissande Psalter)
        английская готика — донос Папе Римскому
        Курия 12 век — указ Папы о владении аббатством
        Курия 15 век — папское позволение Итонскому колледжу сдавать земли колледжа в аренду.
        курсивы по порядку — стихотворение на тему благодарности Господу (Holy Meditation) и патент на присвоение герба

        Из этого скорописью мог с натяжкой писаться донос (который как раз готикой) и, возможно, стихотворение. Но как раз оно — напрямую о боге.

        Ну и насчет минускула — все не совсем так. Начальный минускул это еще древний рим. Каролингский минускул — это 9-12 век. Собственно, многие документы церковного содержания так и писались минускулом с 9 века аж по самый 16, в силу консервативности церкви. А в возрождение его «переоткрыли» для светской литературы на волне общего восхищения античностью.

  • Akray

    Как правильно было отмечено, шрифт зависел от того, чем писали. И безусловно, его старались унифицировать — чтобы мог читать грамотный человек, не заморачиваясь над почерком. Обращает на себя внимание также то, что текстура — шрифт довольно убористый, на одном листе располагалось больше знаков. В условиях малой распространённости бумаги это было важно.

    К мистике всё это не имеет никакого отношения. В Средневековье часто говорили о боге, но при этом имели в виду вполне «земные» понятия. Психология людей Средневековья отражает уровень развития производства, имевшихся в то время средств производства.

  • Виктор

    Передо мной учебник немецкого за 1933 год для рабочих, рабфаки такое понятие. Так вот в нём приведено не только написание букв Латинского алфавита, но и готический шрифт. Шрифт и рукописные аналоги букв. Часть текста, а это статьи из немецких газет набраны Готикой. Не уверен, что сегдня готикой пользуются в Германии, но менее 100 лет назад пользовались, а это 20-й век.
    Дополнение. Китаец знает 500 иероглифов в среднем. 2500 это уже образованный человек. Компьютер позволяет 64000 иероглифов. Ну и больше не проблема, при ухищрениях. Почему не перехдят на звуковое соответстве? Проблем много. Одно например. Как угодно называя один символ, легко понять, что он значит, если он определяет одно понятие. Написал цепочку иероглифов и всё понятно, хотя звучит на севере Китая иначе, чем на юге Китая. СИСТЕМА ОБЩЕНИЯ.
    Не потому ли Немецкий гений обогнал весь мир по техническому развитию, что вместо 26 символов Латиницы он знал ещё столько же символов Готики? Может именно это и есть тот толчёк в развитии азиатских тигров? Кстати США лишь скупают мозги, а всё новое генерируют явно не они.
    Остальные аспекты указаны, но вот ещё один. Такие вычурные буквы указывают, что потрачено время, уделено внимание и значит психологически указывают на важность написанного.
    Психология далеко не простая штука. Как добиться чужого внимания и влезть в чужой кашелёк? Начинайте обхаживать, закручивать вензили на постых прямых. Калиграффия это круто! И не надо всё сводить к простому акту размножения.

    • kraz

      Нет, самые образованные — это программисты. Ведь кроме дух наборов символов русского-английского языка, они еще знают по два набора символов каждого: шрифтом «курьер» и шрифтом «гельветика» (остальные этими символами курьера ведь не пользуются, но у них тоже по два набора — с засечками и без). Это получается, что каждый программист знает больше тысячи разных букв! Просто как китайцы!!! Ведь каждый же знает, что новеый шрифт — это как новый язык, верно? 😀 😀 😀

      • Виктор

        Не будем льстить программистам, но это так. В Индии программированием занимаются только БРАХМАНЫ. Если это для вас понятно. Это УПРАВЛЕНЦЫ. Так и программист УПРАВЛЯЕТ, но в технической среде. Переход к понятию ОБЪЕКТНО_ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ или ООП вообще новый шаг в тоерии управления. Это прямая дорога к ТРАНСГУМАНИЗМУ. Иначе сохранения человека как целостной системы на техническом носителе. Фильм — «газонокасильщик». Можите не верить, но всё человечество именно на это работает. Это бессмертие, даже для того кто не имеет души. Относительно количества образов или иероглифов, впрочем и руны из этой же обоймы. Есть строй языка. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Немецкий в этой части очень оригинален. Но… любой язык насчитывает примерно 120 тысяч лексических единиц или слов. Причём одно слово может иметь несколько различных понятий, а некоторые имеют одно и то же понятие. Синонимы, омонимы, антонимы и многозначные. Смысл многозначных раскрывается по контексту. Например SET утверждают, что оно имеет 136 толкований. Впрочем откройте словарь и прочтите, что оно значит.
        Современный повседневный сленг американского, так вообще поэма тарабарщине. О, МЕН!!! переведите.))) Из речи сенатора от Аляски во время выборов первой компании Обамы. Не она была за других.
        Это я привёл пример не только иного написания букв, но и слов и фраз и даже понятий.
        Искажение слов в русском — урод, или первый ребёнок в семье. Зачатие происходит при помощи всего рода, имеет сильную энергетику. Урода — красота (польск, славянск). Урод — красавчик. В традиции Италии всех детей взрослые называют — красавчик. Независимо от истинного положения вещей, политкорректность и магия… С искажением смысла и понятий тоже ясно?
        Относительно развития и иероглифов. Восточные тигры. Всё понятно? Не отчаивайтесь. Вы знаете минимум Русский и латинский алфавиты, а это больше чем минимум в 33 знака. Можите для развития второго полушария изучать арабский это ещё 28 символов. Мало вас ждут руны или Китайский, корейский, японский. Язык — это история народа на котором он говорит и хранит.
        И вернёмся к программистам. Они тоже разные. Одни умеют делать программы на заказ, а вторые только для себя. Это как мужчины. Одни могут доставлять удовольствие и себе и другим, а некоторые только себе.
        Замечу ещё тему для попаданца — секретная служба. В спецслужбы всех подряд не брали, а только творческие натуры. Поэты, писатели, изобретатели. Это сегодня берут по блату, а как результат Васильева и табуреткин — сладкая парочка.

  • Alexisvo

    Шрифты — это интересно. Но теперь засуньте их в печатную машинку — она попаданцу нужнее. Можно ли сделать печатную машинку в век рукописных книг?

    • kraz

      Печатная машинка — это следующий шаг после печатного станка. Перепрыгнуть не получится.

      • Alexisvo

        Стоп. Если перепрыгнуть не получится, то попаданцев тогда быть не может. Они же придуманы для того, чтобы перепрыгивать. Почему не получится сделать машинку до станка?

        • kraz

          Потому же, почему нельзя построить паровую турбину ДО паровой машины.

          Вещей, которые можно перепрыгнуть — единицы, печатная машинка не из этого списка.

          • Виктор

            Ну так и нельзя? ВОДЯНАЯ ТУРБИНА!!! Турбина для чего нужна? Скорось вращения увеличить. Но скорость это в первую очередь трение и износ. Так что до надёжных ПОДШИПНИКОВ ничего не выйдет. Надёжные = это пневмо или гидроподпор в подшипнике. Геморой ясен? Далее идёт эксплуатация сросудов под давлением и собственно создание самого давления в системе. Так что дело не в бабите… или паре или… Главное безаварийная работа устройств и механизмов. А потом там и отвод канденсата из подшипников и их охлаждение и балансировка, статическая и ДИНАМИЧЕСКАЯ. Да ещё соосность. Короче без нормального измерительного инструмента и квалифицированных кадров ничего не получится. Штангенциркуль — ваш выбор! Это и к пишущей машинке подойдёт. Ну и без транспортира не обойтись.

          • Alexisvo

            Сравнение с паровой турбиной некорректно. Нет никаких технических препятствий для попаданца, знакомого с принципом действия печатной машинки, воспроизвести ее.

            • kraz

              Возьметесь выковать молотом печатную машинку из непонять какого металла?

              • Alexisvo

                А это здесь причем? Вы хотите сказать, что для рычагов пишущей машинки нужна особо прочная сталь? Это как раз тот случай, когда важнее знать принцип работы, а изготовление может быть на среднем уровне.

                • vashu1

                  >> The Course in Modern Production Methods (1919), p. 120, says, «Each [typewriter] machine contains about 2500 individual pieces, each of which passes through from 6 to 30 machining and other manufacturing operations. Many trades and handicrafts are required for their production.» An antique typewriter expert told me a manual typewriter has 2,000-3,000 parts.

                  >> В классической канцелярской печатной машинке от 2000 до 3000 элементов

                • dimav

                  в дополнение уже сказанному/написанному ниже добавлю что для рычагов действительно нужна качественная сталь. и очень аккуратное изготовление.мб у первых машинок все рычаги и были одинаковые но у более современных они _все_ разные. и они не цепляются друг за друга ни при обычной печати ни при смене регистра.

                  но пишущая машинка стоит отдельной «психологической»статьи. пожалуй в деле «освобождения женщин» мало какой механизм заслуживает большего внимания (ну из современных — стиралка посудомойка и свч-печь понятное дело.) а вот из производственных — пишущая машинка в первую голову

                • Хм. Индексные пишущие машинки — дешевая альтернатива клавиатурным

                  https://foto-history.livejournal.com/11964598.html

          • dimav

            паровой турбине нужны котел высокого давления (с кучей трубок), паропроводы, сбалансированная «крыльчатка» нехилого размера, понижающий редуктор, (что то еще явно забыл).
            ошибка в любом компоненте — уничтожение всего механизма и возможнно (очень возможно) гибель и травмы среди помошников (или самого попадаца).
            пишущей машинке нужна аккуратная «часовая» работа и понимание «как это надо сделать». самое сложное пожалуй лента. но можно ведь и без нее.

      • Виктор

        Особенно с иероглифам. Китай сегодня. Но вот отлив шрифты и сделав наборную доску можно и без печатной машинки печатать.
        Кроме того ПМ требует ленты с очень высокой тканевой технологией и пропитка спец, чтобы не высохла.
        Удобнее наборная доска на «стандартный» лист бумаги, о не типографский. Интервал регулируемый по желанию, ну введите стандарт. Набрал. Ну шрифт с обоих сторон. Обратный для печати и прямой для набора. Смазал ваксой и на лист перенёс. Пожалуйте оплатить и получить. Вот это бизнес, вот ток лицензию или Индульгенцию надо приобрести иначе…
        Впрочем если узнают, что у тебя на счету миллион баксов, то придут по-любому, к вам, гражданин Корейко!

  • Виктор

    Собственно Печатающая машинка штука интересная.
    Механическая например. Заметили, что раскладка клавиатуры в разных странах различна?
    Сам механизм различен. Может быть рычаги, а может быть ромашка или даже шар.
    Кроме того есть и синтезирующие знак иголками, типа принтерной реализации. Есть 7 или 9 игольчатые.
    Привожу отрывок из Википедии об уникальной машинке убитой ЦЕНЗУРОЙ.
    В 1870 году русский изобретатель Михаил Иванович Алисов изобрёл наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец», с целью замены каллиграфического переписывания бумаг и рукописей, машинка для перевода на литографский камень. Скоропечатник был пригоден для своей цели, получил медали и высокие отзывы на трёх всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878), Русское императорское техническое общество присудило медаль. По устройству печати и внешнему виду она значительно отличалась от большинства знакомых нам машин, на ней пробивалась восковая бумага, которая потом подвергалась размножению на ротаторе.

    Популярной машинка так и не стала из-за высокого качества печати. Когда была получена первая серийная партия машин в 1877 году, изготовленных в Англии, их приравняли к типографским машинам, и всё, что на них печаталось, следовало подвергать цензуре. Связано это было с тем, что она давала оттиски превосходного качества, совершенно сходные с типографскими. Вследствие обязательного цензурирования никто не захотел приобретать эти пишущие машины, и изобретатель должен был открыть своё заведение для печатания лекций, просуществовавшее весьма непродолжительное время.
    Цензура в России может убить интернет.
    Заметили время изготовления и где их сделали? Центр технической мысли. Токарный станок 1798 год мог нарезать резбу с изменяемям шагом. А в России крепостное право до 1861 года. В Америке рабство до 1864 года. Кому они нужны были те машинки?
    Вот если бы вопрос поднять о швейной машинке! Вот тут попаданец явно в золоте утонул. Один военный заказ и как Билл Гейтс миллиардер мухой… если бы дали. Вон Нобель с динамитом и бездымным порохом так и не подмял весь мир.
    Однако признайтесь, что швейная машинка изменила ЦИВИЛИЗАЦИЮ. ЭТО БЫЛО ПОКРУЧЕ ПОЛЁТА ГАГАРИНА.

  • Тарас

    >Что такое готический шрифт, знает каждый.

    Нет. Я не, например, первый раз вижу такое словосочетание.

  • Тарас

    >Итак, самый древний готический шрифт — текстура, появилась в 12 веке в скрипториях на севере Франции.

    Начертание шрифта называется гарнитура. А текстура — это рисунок поверхности. Со всеми цветами.

Leave a Reply to kraz Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>