Свежие комментарии

Гильоширование

Гильоширование — это покрытие металла сетью симметрично переплетающихся линий.
Собственно, происходит от французского «guilloshis», что означает «узор».
Все видели, как это выглядит в реальности. И, хотя практической ценности в нем нет, но уж больно красивая вещь…

gillosh
Сейчас это слово часто обозначает узоры, вырезанные в ткани или подобном материале, а также — сложный рисунок на денежной купюре, но в свое время это было именно обработка металла и дерева.

Волна увлечения такой обработкой возникла в 15-16 веке.
Мастера тогда вырезали параллельные линии вручную.
В самом нанесении параллельных линий нет ничего удивительного, так украшали самые древние керамические горшки. Однако, видимо у человеческого мозга есть «хак» — созерцание точного повторяющегося узора и гильоширование стало очень популярным.

Кажется, что покрытие табакерок или крышки часов — мелкая частность, не влияющая на главные технологии производства.
Но весь юмор ситуации, что именно гильоширование сдвинуло с места токарное производство. Именно для него стали изобретаться качественные резцы и строиться сложные токарные станки с ножным приводом (для гильоширования мастеру нужны были обе руки).
Более того — первый суппорт для токарного станка был придуман в 1565 году Жаком Бессоном не столько для нарезания винтов, сколько для гильоширования. И суппорт у этого станка был двухосевой. Возможно, это все мое ИМХО, но основные вещи, которые сохранились до нашего времени и сделанные на этих станках — это именно гильоширование.

Поэтому продвигать такую обработку поверхности попаданцу нужно не для того, чтобы делать красивые вещи. И не для того, чтобы разбогатеть. А именно — как катализатор развития токарных станков. Тут достаточно толчка, остальное мастера сделают сами.

Ведь именно на токарном станке делается такая вот обработка:

gillosh2

Конечно, гильоширование вещь непростая.
Вот примерно как оно сейчас выглядит:

В свое время одного из самых высоких уровней в гильошировании достиг Фаберже.
Да и сейчас гильоширование — это ювелирное производство и производство дорогих часов.
Хотя в этом деле уже много десятилетий ничего нового не изобретают.
Вот так вот выглядит станок, на котором гильошируют циферблаты мастера часовых дел на Vacheron Constantin:

297043_10150392400037770_98990172769_8139293_1927950065_n_20192.750

9 комментариев Гильоширование

  • xolmc

    Мне все-таки кажется, что такая обработка все-таки имеет в своей основе сугубо практические корни — создание развитой поверхности трения.
    Понятно, что обработанное таким образом мелкое изделие гораздо легче держать в руке, совершая точные манипуляции с ним, чем просто полированное.

    • kraz

      Вот только почему-то гильошированием покрывали верхние поверхности табакерок, за которые не держат.
      А разные Фаберже еще и покрывали гильоширование прозрачной эмалью. Из-за бороздок эмаль имела разную толщину, что давало очень красивую игру света. И поверьте — это делал не один Фаберже.

      Более того — если гильошировать поверхности, за которые постоянно лапается рукой, то туда забивается грязь и гильоширование выглядит кошмар как противно, уж лучше просто насечка.

    • Тарас

      Не путайте плетёный узор и просто насечку. Развитую поверхность трения делают насечкой, а усложнение насечки до красивого узора преследует именно декоративные цели, даже если результат и отличается некоторыми практически ценными качествами, это побочно.

  • AlkisTer

    Насколько помню примерно такую же технику используют для алюминевых пластин, чтобы не было видно царапин (программа Дискавери: «Как это работает?» про производство пожарных машин).

    ИМХО практически ценности для попаданца практически нет, слишком сложно, узкоспециализированно. Навык создания токарного станка полезнее будет 🙂

    П.С. Интересно современный хороший ювелир смог бы устроится работать в Средних Веках? Профессия сильно изменилась за века?

    • kraz

      Тут практическая ценность — именно запустить цепочку.
      В реальной мире такая обработка поверхностей дала толчок токарному делу.

    • Сергей

      Ювелир — и смог бы и нет.
      Самая большая разница — не было ряда инструментов, которые есть сейчас. Т.е. надо, по-сути, доучиваться. Например, хорошо иметь горелку на газе или на бензине, а если такой нет? 😉

  • 2:5080/205

    Народ, я не знал, что это такое и не подозревал, что это так геморройно делалось раньше вручную (и делается сейчас для понтов, хотя проще лазером нарисовать). Однако встречал эту штуку как на нижней половине фотографии на множестве самодельных предметов из нержавейки производства покойного деда. Были ли это готовые листы с такими вот круговыми узорами, из которых вырезали деталь или наносилось на заготовку х.з., но сохранилось достаточно много такого. Судя по обилию это было не сложно и не дорого, хотя я не знал, как это называется и не понимал, зачем нужно. Оно действительно переливается на свету, неровности пальцами не ощущаются, грязь не собирает — очень мелкие царапины.

    • kraz

      Ну понятно, что сейчас это много-много проще.
      Хотя есть очень сложные виды гильоширования.

    • Serg

      >>> 2:5080/205
      06.06.2013 at 12:01Судя по обилию это было не сложно и не дорого, хотя я не знал, как это называется и не понимал, зачем нужно.>>>

      2:5080/205, существуют разные техники нанесения. Для нанесения рисунка, как на верхней фотографии на часах достаточно обычной корявой палки, сверлильного станка( в более раннее время будет достаточно той же корявой палки, захлестнутой луком(как при добывании огня) 😉 и крупного абразива.

Leave a Reply to AlkisTer Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>