Свежие комментарии

Водолазный костюм

Как будет выглядеть водолазный костюм, изготовленный попаданцем? Ответить на этот вопрос нам поможет Reconstruction of Peter Kreeft’s Diving Machine в которой Franz Rothbrus описывает современную реплику костюма 1800 года.

Костюм был создан немецким судовладельцем Питером Крефтом для подъема груза медных слитков с глубины порядка 8 метров(он заявлял глубину работы до 36 метров, что кажется преувеличением). Описания современников содержат явные неточности(большой размер мехов на рисунке, выпуск воздуха через переговорную трубу), так что реконструкция не претендует на абсолютную достоверность. Также в современной версии активно использовались резьбовые соединения, в то время как оригинал, скорее всего, был неразборным.

Каркас шлема(1) сделан из медных пластин и прутьев, к нему подключены переговорный шланг(2) и шланг для нагнетания воздуха(диаметром порядка дюйма), выпускной шланг. Водолаз надевал 10-и килограммовые сандали со свинцовыми подошвами(4) и, по необходимости, навешивал дополнительные грузы.

Как справедливо замечают комментаторы, попаданцу стоит задуматься о герметичном креплении шлема к остальному костюму — чтобы не захлебнуться при падении. Как показывает история, дошли до этого далеко не сразу.

Мембраны переговорного устройства(5) реконструктор сделал из медных пластин толщиной в 0.2 мм и накрыл перфорированными пластинами для защиты. Щланги(6) — кожанные, с армированием медной проволокой.

Меха(7) — выдают порядка 40 литров в минуту при давлении 0.8 атм. Еще одна конструкция мехов(8) испытывалась датчанами в 1998 с удовлетворительным результатом.

Костюм был испытан в бассейне на глубине 4 метра и показал себя с лучшей стороны.

С минимумом познаний о кессонной болезни такой костюм может стать золотым дном для любого попаданца.

Можно ли еще упростить устройство? Тут, как и в теме о велосипеде, полезным может оказаться опыт третьего мира. Филлипинские дайверы часто производят погружение в одной маске, просто прикусывая шланг компрессора за щекой:

Ну а без очков для плавания можно обойтись, если выдохнуть немного воздуха и, задержав воздух рукой, создать воздушный пузырь у глаза(видео). Прием был известен Полинезийцам, для удержания воздуха использовались деревянные очки без стекол).

57 комментариев Водолазный костюм

  • // «ныряльной машине» Джона Летбриджа — «карманной подводной лодке» XVIII века, незаменимом в свое время аппарате
    для поиска драгоценных грузов затонувших кораблей. Джон Летбридж, умер 5 декабря 1759 года и похоронен на кладбище приходской церкви
    в Уолборо, графство Девоншир. В церковных записях он значится как автор «прославленной машины для погружений, благодаря которой он
    добыл со дна моря в разных районах мира сто тысяч фунтов стерлингов на благо английской торговли, потерянных было во время кораблекрушений…».
    http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6026/
    //Машина удерживается прочным канатом, рядом с которым проходит «сигнальный шнурок», предназначенный для того, чтобы обеспечивать контакт с помощниками на поверхности.

    https://lh3.googleusercontent.com/-ZnuCs5HBfPY/XBDm_jFP9tI/AAAAAAABaDE/YrmJdN4JB9YgH0jh35tjeU64CgA-M12fQCHMYCw/lethbridge-diving-machine-12?imgmax=800
    https://lh3.googleusercontent.com/-XcOz8gkULe0/XBDnBTWy_oI/AAAAAAABaDI/OFDK5iNHyXsVpoNF8hS0StXMQTRxtDmxwCHMYCw/lethbridge-diving-machine-210?imgmax=800

    работы
    http://wwportal.com/data/uploads/2014/06/vodolaz9.jpeg

    • Grue

      Вариант с погружаемой бочкой мне больше нравится, чем с костюмом. И, скорее всего, технически проще.

      • Hludens

        Сшить кожаный мешок, который на каркасе превратится в шлем/водолазный колокол, не сложно. с огромной бочкой будет куда больше проблем, груз для ее погружения не позволит свободно передвигаться на дне.
        Собственно самая сложная часть в этом деле- шланг и насос. Сам вид водолазного костюма никакого значения не имеет. Можно обойтись даже просто небольшой бочкой в которую будут помещаться голова и плечи,без всяких иллюминаторов, используя ее как водолазный колокол, чтобы регулярно выныривать и дышать в ней.

        • Grue

          Вам лично хочется проверять на себе же правильно ли вы помните, с какой глубины как надо подниматься (все равно кроме изобретателя поначалу никто в любой из вариантов добровольно не полезет)? Бочка же мало того что не требует мощного насоса, в ней еще можно при большом желании и освещение сгондобобить (в отдельном отсеке).

          Что касается точности, то наверняка плюс-минус несколько метров по X и Y можно подгребать руками. Точка подвеса ввверху, однако. А для более грубого перемещения можно и подвес переместить.

          • Hludens

            Ээээ… Дело в том что все эти конструкции (включая класический скафандр-трехболтовку) по сути индивидуальный вариант водолазного колокола. Насосы им всем требуются абсолютно одинаковые, т.е. способные закачать воздухна нужную глубину. Т.е. примерно одна атмосфера на 10 метров глубины.
            На тех глубинах на котрых можно работать с мехами в качестве насоса освещение не является проблемой, просто ныряйте в ясный день, все равно вам нужно чтобы сверху был почти штиль, иначе с тросами и шлангами будут большие проблемы.

            Что касается подгрести бочку руками… если ее объем хотябы полкуба то груз для утаскивания ее подводу это полтонны (вообще то больше, поскольку сам груз у вас тоже в воде и на него действует сила Архимеда) А инерцию никто не отменял, таскать более чем полтонны на несколько метров даже под водой дело увлекательное но на любителя.

            Впрочем я был не совсем прав, главным достоинством этого девайса является окошко. оно позволяет без помех, спокойно осмотреть место работы, если использовать микроводолазный клокол в виде боченка то смтреть получится только себе под ноги.

            • Nikotin

              Ну с учетом того, что медных дел мастера обязательно понадобятся, чтобы сделать медную витую спираль без которой невозможен воздуходувный шланг, то получить медную или кованную отливку не составит труда, тем более, что это явно повышает качество и надежность конструкции. Зачем сразу городить тупиковую ветвь? Если хочется дешманства, тогда надо было представлять деревянный ящик, со стеклом и прибитым к нему кожаным комбезом. Городить медный каркас, чтобы потом обшить его кожей? Не уверен, что это не менее трудоемкая работа, а вот надежность соединений и всей конструкции явно ниже. Да есть экономия на меди, но с учетом того сколько ее уйдет на медную оплётку шланга, явно не критично :). Опять же в статье упущена ключевая фишка водолазного костюма, только после которой он и стал рабочим инструментом: а именно, идея герметично соединить шлем и рубаху, позволила водолазу совершать наклоны, после чего в разы повысилась мобильность и эффективность работы и уменьшилась смертность.

        • Nikotin

          Вопрос только один, зачем городить кожаный шлем, если можно сделать классический медный цельный? он и надежнее и проще в изготовлении, и главное — позволяет присобачить вместо одного, сразу три смотровых окна. Ну и главная идея, которую кроме кессонной болезни необходимо знать попадание, что водонепроницаемая рубаха должна крепиться к шлему герметично, чтобы при наклонах не захлебнуться, собственно это и стало главным ноу-хау Зибе, за счет которого он переплюнул остальные костюмы.

          • Hludens

            У нас видимо разные понятия о «проще»:
            Или сшить кожаный мешок на каркасе из чего угодно, хоть из ивовых прутьев. Или отлить медную пустотелую сферу диаметром 40-50 см. Ну или герметично склепать/спаять аналогичное изделие из медных листов которые еще нужно откуда то взять…

            Надежность практически сопоставимая- и там и там от прочности конструкции мало что зависит, давления то уравновешенны, а герметичность требуется на уровне «чтоб помпа успевала». Так или иначе воздухообмен осуществляется за счет постоянно поступающего воздуха который постоянно же выходит снизу этого шлема-колокола.

            Стекло можно с тем же успехом вмонтировать и на кожанной манжете, банально замазав смолой торцы и нашив дополнительный круг из жесткой кожи. т.е. медные детали становятся вовсе не нужны что снижает границу возможного применения данного изделия. Хотя конечно пружина в шланге штука нужная, даже не знаю чем ее можно заменить.

            • Nikotin

              Ну и самое интересное, можно бы было дать конструкцию классического насоса для погружений,( коленвал и помпы), формально эта конструкция также может быть сделана из дерева и кожи, с минимумом металических деталей. Но явно обеспечивает гораздо более уверенное давление.

              • // главная идея, которую кроме кессонной болезни необходимо знать попадание, что водонепроницаемая рубаха должна крепиться к шлему герметично, чтобы при наклонах не захлебнуться,

                Про это согласен, стоит упомянуть в тексте.

                // классического насоса для погружений,( коленвал и помпы), формально эта конструкция также может быть сделана из дерева и кожи

                А вот на деревянный поршневый я бы хотел сначала взглянуть.

                Огненные поршни делали из дерева, но там и размеры меньше, и количество срабатываний.

  • KT315

    Мы знаем, где живут потомственные ныряльщики. Взять их и нанять, снабдив масками, ластами и простейшим мокрым гидрокостюмом.
    Очки вроде использовали персидские ныряльщики ещё в 14 веке.
    Остальное это уже 20 век, но мы представляем что надо делать.

    • Hludens

      у нас что, телепорт внедрили?
      Вообще даже в 19 веке путешествие в те места где обитают потомственные ныряльщики это квест от года длинной и бешенно затратный по финансам. Я уж молчу что вам потребуется как то уговорить группу людей уехать хрен знает куда и работать там всю жизнь неизвестно насколько успешно…

      Достоинство такого скафандра в том, что если вам срочно потребуется извлечь например пушки (или сундуки :)) с неглубоко затоновшего кораблика то за пару недель вы его сотворить сможете буквально из подручных средств (за исключением стекла).
      т.е. проблема не решаемая вообще никак незапно начинает решаться за достаточно небольшой срок.

      Водяной колокол конечно известен, но это сложное, дорогое и громоздкое сооружение которое не изготовишь на коленке…

      • KT315

        Вижу некую связь с работами Папена, и других физиков того времени, и началом массовых водолазных работ в конце 17 века. До этого колокол был известен со времён Аристотеля, но не очень применялся.

        На 8 метров можно занырнуть с якорем (камнем на верёвке), и успеть что-то там подцепить. Проблема что-либо увидеть, далеко не везде прозрачный Байкал

  • KT315

    Есть опыт ныряния с трубочкой в зубах, и насосом-лягушкой сверху. Какой мощности надо меха, чтоб нырять глубоко? Вальяжно сидящий чувак с мехом под мышкой явно не справится.
    Лягушку бешено качали ногой, ниже метров 3х уже не хватает воздуха, он просто не идёт из трубки. Что в принципе похоже на характеристику лягушки в 400 китайских миллибар.

    На 10 метров уже 1 атмосфера нужна. Что-то типа двухкамерной лягушки для накачивания пола AirDeck в лодке, и шланги, которые выдержат такое давление у поверхности

    • // Какой мощности надо меха

      если взять

      // Меха(7) — выдают порядка 40 литров в минуту при давлении 0.8 атм

      и считать что 40 литров это на входе тогда грубо 400 Вт. Пара человек такой темп час держать будут.

      • KT315

        Я вообще про конструкцию. Не в ваттах, а способности как таковой насоса протолкать воздух вглубь толщи воды по трубе.

        Насос лягушка хороший аналог мехов (кстати отлично раздувает угли, но свиристит гофрой), можно попытаться сделать многокамерные меха, как в продвинутых лягушках. Или сразу компрессор.

        За пару недель я берусь сделать плавательную полумаску из толстого стекла и латекса, если доступно и то и другое. И загубник для обычной трубки.

        Ласты, чтоб они не натирали в усмерть ноги и не размокали- ну можно попробовать, но не гарантирую вообще ничего.

  • Ruslan Semenov

    А толщина стекла играет роль в таком костюме? А то может там нужно какое нить особенное стекло (толстое или особо калёное)?
    А так да всё кажется не особо сложным.

    • Давления уравновешены, так что толщина не важна.

      • Ruslan Semenov

        В таком случае это шикарная вещь для попаданца.
        Осталось только выяснить как там будет с собственностью на поднятое со дна!
        Кому будет принадлежать, хозяину груза, стране/городу на территории которого поднят груз, страховой компании которая тот груз застраховала (в Европе грузоперевозки страхуют с 15 века) или тому кто его поднял со дна? А в какой нить античности наверное вообще всё что утонуло принадлежит Нептуну/Посейдону и за подъём со дна как бы голову верующие не оторвали.

      • 4eshirkot

        Не совсем так, в этой конкретной конструкции разность давлений действительно минимальная, порядка 0.05 атм, но при цельном скафандре может легко быть и 0.1-0.2 атм. Вообще же рубашку и шлем водолазного костюма испытывали под давлением до 0.5 атм

  • KT315

    https://coub.com/view/c8b4n

    Опытный товарищ легко ныряет на 18 иетров с моноластой. Но видимость! Освещение! Уже нихрена не видно c 8 метров.

  • al

    Al
    27.05.2018 at 21:51 · Ответить
    Оксивентиляция-если перед нырянием усиленно продышаться кислородом можно задержать дыхание на 10-15 минут.Четверть часа
    без дыхания!
    В Английском флоте для спасения экипажа затонувших подводных лодок вместо дыхательных аппаратов применяют оксивентиляцию.
    Правда, боясь отравлений пользуются не чистым кислородом, а
    смесью-60%кислорода и 40%азота.Запаса кислорода хватает для
    подъема с 60-65 метров.Знаменитый фильм «73 метра», наши подводники могли бы спастись,если бы знали эту информацию.

    • инженер

      огнеопасен — этот кислород
      а если на борту подлодки пожар то вообще шансы выжить устремятся к нудю 🙁

      • Al

        так не нужен чистый кислород в атмосфере подлодки и воздух сгодится, главное чтоб в каждом отсеке был кислородный баллон.

  • vashu1

    // The even simpler answer is a bag of air, or a boat. I have managed to cross small bodies of water with heavy gear by filling waterproof sacks with air (about 30 liters per sack).

    https://worldbuilding.stackexchange.com/questions/148999/how-much-steel-armor-can-you-wear-and-still-be-able-to-swim

    • Древнеримский военный писатель Вегеций в книге «О правилах доенных» описывает водолазные приспособления для воинов, изготовленные из кожи и напоминающие водолазные маски. В прорези для глаз вставлялся какой-то прозрачный материал. Дыхание производилось через кожаную трубу, а чтобы верхний конец ее не тонул, его привязывали к наполненному воздухом кожаному мешку. Глубина погружения в подобном аппарате не превышала 1 м.

      http://underwater.su/books/item/f00/s00/z0000017/pic/000037.jpg

      про метр конечно преувеличение https://baltikadiving.ru/medicina/s-trubkoy-dlya-dykhaniya

  • Выдохнув немного воздуха и создав воздушный пузырь у глаза(задержав его рукой) мы получим неплохую замену очкам для ныряния. Интересно когда этот трюк стал известен? https://www.youtube.com/watch?v=hfBoJTiVETk

    https://loneswimmer.com/2013/07/01/the-history-of-swimming-goggles/
    14th century The first recorded version of goggles may have been polished or layers of polished tortoise shells in Persia.

    18th Century: Polynesian skin divers used deep wooden frames. By keeping the face facing downward, air was trapped and protected the eyes from the salt water. Once glass became available (in Polynesia from European explorers) they were the first to incorporate glass lenses

    https://cdn.shopify.com/s/files/1/1632/2509/files/NativeWoodenGogglesCrop_large.jpg
    Polynesian skin divers were known to use bamboo or goggles carved of wood. Originally, these wooden goggles had no lenses, but trapped air when the face was down, forming an air bubble over the eye that enabled the divers to see clearly when submerged. With the introduction of glass, the Polynesians added lenses.

    https://instabeat.files.wordpress.com/2012/12/app_full_proxy.jpeg

    В античности, по-видимому, неизвестно — см https://www.jstor.org/stable/642431

    Откуда узнал — https://www.dropbox.com/s/jsrlditwiweapdu/air_bubble_googles.jpg

    Вообще этот сезон просто сказка — Dr. Stone, Sounan desu ka, Vinland Saga

  • Кальдероныч

    А как насчёт химического источника света? Не только для подводных дел. Плюсы очевидны: длительный «холодный» свет в герметичной бутыли. Нужно всего лишь знать, что с чем смешать и репутация великого учёного/мага гарантирована. Прошу заметить, что я не говорил, что его (ХИС) легко (и вообще возможно) сделать среди «средневековых древнеримских египтян эпохи Просвещения» 🙂 Ну и где-то когда-то, конечно, за такие штучки могут сжечь на другом источнике света.
    http://img18105.imagevenue.com/img.php?image=35323_0_122_273lo.jpg

    • dmshum

      Для ХИС нужна совершенно нетривиальная химия. Сильно сомневаюсь что их возможно будет воплотить раньше века так 19. Проще уж сделать электрический фонарь в герметичном корпусе.

    • Кальдероныч

      Ну, раз господа знатоки не нашли рецепт, значит мне можно и не искать 🙂 Результат отрицательный. Плохая идея.

      • Кох

        Можно предложить фосфор? Получен в 17 веке, не идеален, но не плох.

        • dmshum

          С белым фосфором проблема в том что он или еле тлеет, если держать его в сосуде под водой или самовозгорается на воздухе, возможно что не сразу, но это делает его еще коварнее.
          P.S. Гораздо проще получать фосфор из костей, а не из мочи

    • KT315

      Фальшфейеров со окислителем в шашке полно. Горят и под водой. Алюминий будет дороже золота до появления дешевого электричества с ГЭС. С марганцовкой попроще, но тоже к 19 веку. До этого спец-геолог-химик, распознающий пиролюзит. Но зачем ему проблемы водолазов, он и так новый Нобель просто со старта

  • Кох

    Ну можно вспомнить получение белого фосфора путем дистилляции из мочи.

    «Фосфор открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году. Подобно другим алхимикам, Бранд пытался отыскать философский камень, а получил светящееся вещество. Бранд сфокусировался на опытах с человеческой мочой, так как полагал, что она, обладая золотистым цветом, может содержать золото или нечто нужное для его добычи. Первоначально его способ заключался в том, что сначала моча отстаивалась в течение нескольких дней, пока не исчезнет неприятный запах, а затем кипятилась до клейкого состояния. Нагревая эту пасту до высоких температур и доводя до появления пузырьков, он надеялся, что, сконденсировавшись, они будут содержать золото. После нескольких часов интенсивных кипячений получались крупицы белого воскоподобного вещества, которое очень ярко горело и к тому же мерцало в темноте. Бранд назвал это вещество phosphorus mirabilis (лат. «чудотворный носитель света»).» (с) Вики

  • ПалычЯ

    «Как будет выглядеть водолазный костюм, изготовленный попаданцем?»
    Корректнее будет уточнить: 1. в какие технологические времена попал. 2. о каком костюме говорим. 3. на каких и на сколько помощников при погружении рассчитывать 4. в каких условиях нырять.
    Ладно, выберем простейшие условия: 18-19 век, глубина до 30 метров, Карибское море (ну или около того, где конкистадоры любили просохачивать золотые галеоны), помощников достаточно грамотных практически неограниченно, в финансах не стеснены.
    По порядку:
    18-19 век: доступны металлы и их сплавы: железо, медь, свинец, олово, цинк, серебро, золото, платина (нахрен не нужна). Доступны гидроизолирующие материалы: кожи, разнообразные ткани под пропитку, жиры/масла, лаки, натуральный каучук. Стекло.
    Сплошной костюм как таковой не нужен, можно хоть с голыми бубенцами нырять, не отморозишь, теплая водичка. Нужны лишь защита для глаз (очки, маска, шлем), оборудование подачи дыхательного воздуха (баллон либо шланг), ласты (желательно для свободноплавающего), ботинки свинцовые и грузила.
    Маска или очки — проблем с изготовлением быть не должно, металлы, кожа, стекло, каучук (резина) позволят это изготовить без затруднений., ласты — то-же самое, например кожа/каучук, пружинящие элементы из китового уса, лопасть хоть из тонкой кожи, хоть из парусины. Шланги — витая пружина из стали/латуни, обтянутая шлангом из ткани/кожи, пропитанной каучуком/резиной/жиром/лаком. Некоторые трудности с редукционным клапаном на уровне развития технологий тех времен нерешаемой проблемой стать не должны. Ну кто мешает попаданцу сконструировать/улучшить токарный металлорежущий станок.
    Баллон с воздухом из меди/латуни, клёпаный/паяный на давление 5-10 атмосфер/20-40 литров изготовить тоже не проблема.
    Компрессор хоть ручной, хоть паровой, хоть с мельничным или ослинным приводом на давление до 10 атм — не проблема. Так-же не проблема дыхательный насос на 3 атм для «привязанного водолаза»
    Попаданцу как воздух необходимо быть по складу ума инженером и знать правила погружения/всплытия как «отче наш».

  • 4eshirkot

    Простейший водолазный костюм, однако гораздо более широкое возможности дало бы автономное водолазное снаряжение, не зависящее от подачи воздуха с поверхности.
    Обычно необходимый для дыхания водолаза запас воздуха или кислорода хранится в баллонах под давлением 100-200 атмосфер. Изготовление таких баллонов, а также компрессора, способного закачать в них газ, весьма проблематично для попаданца в доиндустриальных условиях, однако можно обойтись (или почти обойтись) без баллонов, если применить метод регенерации воздуха пероксидами натрия или калия.
    Пероксиды способны не только поглощать углекислый газ, но и выделять при этом кислород
    Na2O2 + CO2 = Na2CO3 + 0.5O2
    2KO2 + CO2 = K2CO3 + 1.5O2
    При этом один килограмм пероксида натрия способен связать 0.56 кг углекислоты и выделить 0.21 кг кислорода, а один килограмм купероксида калия — 0.31 и 0.34 кг соответственно.
    Первый дыхательный аппарат на пероксидном регенерирующем веществе (Na2O2) был разработан Холлом и Рисом в 1908 г (патент US 896447), и выпускался в нескольких вариантах (для аварийного выхода из затонувших подводных лодок, для водолазных работ на небольшой глубине и для работ в задымденной или токсичной атмосфере) до конца 1920-х годов.
    Аппарат, использовавшийся на Британском флоте с 1909 г., состоял из алюминиевого шлема с иллюминатором и прорезиненной рубахи. Внутри на уровне груди закреплялся регенеративный патрон с двумя шлангами, в один из которых нужно было дышать, а второй заканчивался вверху подшлемного пространства.
    https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTPRQ1mEZaTPk4SvA5gO3ogTZrw_JoucrbVqw&usqp=CAU
    Таким образом воздух проходил через регегеративное вещество два раза на вдохе и выдохе, и при этом очищался от углекислого газа и насыщался кислородом.
    В более позднем варианте добавили маленький баллончик со сжатым воздухом для надувания камеры плавучести, поддерживающей человека на поверхности после всплытия, и для вытеснения из шлема воды.
    Аппарат Холла-Риса в комбинации с грузовым поясом и галошами достаточно широко использовался на британском флоте для водолазных работ на небольшой глубине, например, осмотра подводной части кораблей, починки винтов, поиска утонувших предметов и т.д. Простейший вариант позволял погружаться на глубину 6 метров, аппарат с баллончиком для вытеснения воды использовался до 10 метров, время погружения при этом составляло 40 минут.
    Также выпускался коммерческий вариант с медным шлемом и увеличенным иллюминатором.
    Такое снаояжение попаданец может взять за основу, заменив неудобную и опасную открытую снизу рубаху на цельный костюм из прорезиненной ткани или промасленной кожи. С небольшим баллоном (2-3 литра под давлением 10-20 атмосфер) воздуха для компенсации обжима глубину использования можно расширить до 20 метров, что перекрывает все практические потребности, а время погружения можно увеличить до 2-3 ч при использовании большего количества пероксида.
    Попаданец может собрать и легководолазное снаряжение, в котором водолаз способен свободно плавать с помощью ласт. В этом случае необходим дыхательный мешок-противолегкое, а также баллон и трявящий клапан для управления плавучестью.
    Не стоит забывать, что пероксиды являются весьма едкими и огнеопасными, и бурно реагируют с водой, поэтому в водолазном деле, кроме обсуждавшегося выше аппарата Холла-Риса, их использовали только во Франции и СССР и только на военном флоте. Кроме того, дыхание чистым кислородом или сильно обогащенными им смесями может быть опасным на глубине более 6 метров, хотя допускается до 20 метров для здоровых и хорошо тренированных водолазов.

  • 4eshirkot

    //- Пользуясь прибором Рукейроля-Денейруза, изобретенного вашим соотечественником и усовершенствованного мною, вы можете без всякого ущерба для здоровья погрузиться в среду с совершенно иными физиологическими условиями. Прибор этот представляет собою резервуар из толстого листового железа, в который нагнетается воздух под давлением в пятьдесят атмосфер. Резервуар укрепляется на спине водолаза ремнями, как солдатский ранец. Верхняя часть резервуара заключает в себе некое подобие кузнечных мехов, регулирующих давление воздуха, доводя его до нормального. В обычном приборе Рукейроля две резиновые трубки соединяют резервуар со специальной маской, которая накладывается на лицо водолаза; одна трубка служит для вдыхания свежего воздуха, другая для удаления воздуха отработанного, и водолаз по мере надобности нажимает языком клапан той или другой трубки. Но мне, чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоев воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками — вдыхательной и выдыхательной.
    — Превосходно, капитан Немо! Но ведь запас воздуха быстро иссякает, и как только процент кислорода падет до пятнадцати, он становится непригоден для дыхания?
    — Разумеется. Но я уже сказал вам, господин Аронакс, что насосы «Наутилуса» позволяют мне нагнетать воздух в резервуар под значительным давлением, а при этих условиях можно обеспечить водолаза кислородом на девять-десять часов.//
    Описываемый Жюлем Верном аппарат не только существовал на самом деле, но и весьма широко применялся на протяжении нескольких десятков лет. Рукеройль в 1860 г. сконструировал оригинальный редуцирующий клапан (по сути легочный автомат) для горноспасательного дыхательного аппарата, а в 1864 г. Денейруз предложил использовать этот аппарат для подводных работ. На Парижской выставке в 1867 г. аппарат получил золотую медаль, и Жюль Верн, вероятно, узнал о новом водолазном снаряжении именно на выставке, за пару лет до написания романа.
    Аппарат первоначально использовался вместе со скафандром, имеющим достаточно оригинально выглядевшую медную маску; впоследствии скафандр заменили на привычный шарообразный шлем. Можно было пользоваться аппаратом Рукеройля-Денейруза и без скафандра, дыша через резиновую трубку.
    Запаса воздуха в резервуаре хватало лишь на 10-15 минут, и аппарат использовался обычно в качестве резервного запаса воздуха на случай обрыва шланга или поломки помпы, примерно как современные шланговые акваланги.
    Водолазное снаряжение с аппаратами Рукеройля-Денейруза широко применялось в России, например, при строительстве Литейного моста в Петербурге. Дальнейшее развитие этого аппарата — так называемый водолазный аккумулятор, состоящий тз нескольких двух-трех железных цилиндров общим объемом в несколько сотен литров, также заправляемым сжатым до 25 атмосфер воздухом. Вместе с обычным скафандром такой аккумулятор позволял водолазу находиться под водой длительное время, и при необходимости водолаз перетаскивал этот аккумулятор за собой на небольшие расстояния.
    Акваланг — это тоже прямой потомок аппарата Рукеройля-Денейруза.

  • 4eshirkot

    В водолазной помпе самая большая проблема — обеспечить надежное уплотнение и смазку поршня. Кожаное уплотнение, пропитанное маслом, сильно нагревается от трения и сжатия воздуха, и портит воздух. Если же использовать воду, эта проблема исчезает, только нужно следить за уровнем воды и поставить каплеуловитель между помпой и шлангом водолаза. Заодно использование водяного уплотнения сильно снижает требования в точности подгонки поршня и цилиндра
    https://dl.dropboxusercontent.com/s/ba23gz79lobiq3z/diving%20bell%20pump.png?dl=0
    https://dl.dropboxusercontent.com/s/3dzzunre96zkf5o/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%20%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B0.png?dl=0

  • vashu1

    Интересно работает ли это как гидрокостюм

    Ю В первый же ветреный вечер он научил нас еще одному полезному приему. Вытащив из кармана перемазанные воском, бесформенные шерстяные рукавицы, Трондур, к нашему удивлению, наклонился через борт, окунул их — теплые, сухие — в воду, выжал и надел влажные.
    — Так лучше, — объяснил он. — Не так холодно потом.
    И он был совершенно прав: влажные рукавицы хорошо защищали от ветра, уподобляясь водолазным перчаткам.

    Я лично пробовал тонкую тряпку пропитанную подсолнечным маслом — не помогает.

    • 4eshirkot

      Толстая шерсть в принципе греет и во влажном виде, поэтоиу из нее и делалось водолазное белье. Но вряд ли лучше, чем сухая.

  • vashu1

    Обзор истории изучении декомпрессионной болезни https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8682815/

    точно стало понятно что надо что-то делать в 1870, во время строительства Бруклинского моста — пострадал даже главный инженер (в 1871)

    уже в 1870 воспроизвели экспериментально на животных в лаборатории

    но первые нормальные таблицы лишь в 1908 — John Scott Haldane https://en.wikipedia.org/wiki/Haldane%27s_decompression_model

  • https://en.wikipedia.org/wiki/Nossa_Senhora_da_Gra%C3%A7a_incident

    Nossa Senhora da Graça затонула со 160 сундуками серебра на борту в 1610 на глубине 64 метра.

    Через 7 лет, в 1617, подняли 70 сундуков — возможно они лежали на глубине поменьше. https://books.google.com.au/books?id=iYpdBwAAQBAJ&pg=PA44&lpg=PA44&dq=1617+Madre+de+Deus+salvage&source=bl&ots=mHOYZR_KE7&sig=ACfU3U2GCwzQMMqHLY8KehOUChCGTAJEAA&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwi0t4ir0NGEAxVnbWwGHYptDRkQ6AF6BAgSEAM#v=onepage&q=1617%20Madre%20de%20Deus%20salvage&f=false

    Последующие попытки вроде бы не увенчались успехом.

    Современные попытки в 1928 серебра уже не обнаружили.

Leave a Reply to ПалычЯ Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>