Свежие комментарии

Керамика — шликер

Глина для керамики должна содержать кроме самой глины еще и немного измельченного песка. Если же глина сплошь «жирная» и песка в ней не наблюдается, то, с одной стороны — черепок будет очень плотным и качественным, не пропускающим воду, а с другой стороны — сделать из такой глины горшок не получится. Такая глина имеет большую усадку при сушке и трескается. Чтобы она не трескалась — нужно делать горшки тонкостенными. Но именно эта глина слишком пластичная и плохо держит форму при лепке, из нее и нормальной толщины горшок сложно слепить — он оседает, а тут еще и тонкостенный…

Конечно, эту сложность обходили — разводили эту хорошую глину до состояния сметаны и покрывали ею обычный черепок — делали ангоб. Но все равно, очень хотелось бы сделать из такой глины сосуд целиком. Но когда технические трудности останавливали изобретательство? Выход был найден и в этом случае, он называется шликер…

shlikerВыход оказался очень и очень простым. Шликер — это жидко разведенная глина, еще более жидкая, чем ангоб. Из гипса делается разборная форма и в нее заливается этот жидкий шликер. Из шликера, который у гипсовых стенок, вода впитывается в гипс и на стенках формы оседает глина. Нужно несколько раз «ополоснуть» форму шликером, как на стенках формы осядет тонкий (несколько миллиметров) слой глины. Теперь осталось дождаться, пока шликер в форме высохнет, разобрать форму и достать готовую деталь. Достается она легко, потому что усадка у такой глины большая. Осталось только удалить литники, получающиеся из-за несовершенства формы. Все, можно обжигать.

Кроме всего прочего, такое глиняное изделие из-за тонкостенности высыхает очень быстро — из формы его можно вынимать спустя день-два. И быстрее обжигается — опять-таки из-за тонкостенности. Ну и внешний вид они имеют очень элегантный — и опять виновата тонкостенность.
Ну и, наконец, отливка фигурок — процесс очень простой, форму необходимо изготовить всего один раз и дальше гнать продукцию сотнями штук. И из-за этого легко внедрить разделение труда, что опять позволит снизить цену продукции.

Я в детстве всегда удивлялся маленьким керамическим фигуркам, легким и пустотелым, имеющим дырочку снизу. Теперь я понимаю, что они отливаются из шликера, а дырочка — это отверстие в гипсовой форме, куда шликер заливают.

Метод — годный и очень простой. И придуман не так давно — лет 300 (я не нашел упоминания про более раннее его использование).
Для попаданца куда-нибудь в Древнюю Грецию или Рим — очень неплохой метод обогащения. Ведь для его применения нужен только ангоб и гипс. И то и другое в те времена было, но вот такой комбинации применения — не было.

Если сейчас посмотреть на керамические изделия, то этим методом делают подавляющее количество керамики. От заварочных чайников и фигурок до унитазов и керамических изоляторов. И шликер встречается очень разного состава — от фарфорового до цирконового. Метод просто крайне технологичный и несложный.

7 комментариев Керамика — шликер

  • Nw

    Только сейчас форму не разнимают обычно, а обжигают прямо в ней. Отожженный гипс потом обкалывают механическими способом. Тот же унитаз из формы просто не вынуть.

    • kraz

      Гм. Про унитазы впервые слышу. По крайней мере 15 лет назад, когда я видел это производство — унитазы из формы вынимали.
      И такое производство нельзя рекомендовать попаданцу, просто из-за высокой цены гипсовой формы (в то время). Ну и нетехнологичность.

      Но, несомненно, этот метод прокатит для деталей сложной формы, которые (в отличие от унитаза) нельзя вынуть из формы. Спасибо за дополнение.

      • Nw

        Гипс не выкидывается — его размалывают и опять в дело. И с технологичностью тоже все нормально, просто форму делают из дерева позитивную, по ней отливают негативную из гипса.
        Насчет унитаза — у современного унитаза канал такой формы, что его не вынуть никак, даже если форма из нескольких кусков. Можно, конечно, сделать две части в разных формах и потом склеить, так сейчас тоже иногда делают, но это требует заметно более высокого уровня производства, так как точность нужна будет на 2 порядка выше.

        • kraz

          Я очень сомневаюсь, что сейчас именно так унитазы производят. Потому как 15 лет назад их отлично вынимали из формы и вручную вставляли «язычок» — там такая перемычка на дне. Это лично я видел. И я крайне сомневаюсь, что сейчас такие придурки на производстве, что обжигают и гипс (это с современными ценами на энергоносители)!

          Дайте ссылку на обжиг унитазов прямо в форме. Мой опыт говорит абсолютно противоположное.

  • xolmc

    Еще одна неочевидная мегафишка шликерного литья состоит в том, что шликер растет ТОЛЬКО от стены формы.
    Соответственно, если пространство полости между стенками достаточно велико и рост шликера остановлен в нужный момент, то мы совершенно без каких-то затрат и ухищрений получим изделие с ПОЛЫМИ СТЕНКАМИ!

    Сушим, глазируем, вставляем стеклянную трубочку при обжиге, откачиваем водоструйкой воздух как из радилампы и заплавляем трубку — вуаля!
    У нас в руках практически готовый керамический термос!
    Осталось только осадить на внешней стенке серебряное зеркало и поместить термос в ударопрочный (например, деревянный или металлический) кожух.

    • kraz

      Э-э-э… Дырка должна быть изначально, чтобы слить жидкий шликер. И вставить стекло при обжиге не получится — стекло это и есть глазурь (я писал), оно потечет.
      То есть в полный рост встанут вопросы герметизации керамики, это не стекло, ее горелкой не размягчить.

      Но так да — идея реально интересная. Про полые детали я писал в статье и про термос надо подумать. Пусть даже он не будет с вакуумом — но все равно это будет реальный термос!
      Спасибо за идею.

  • Жан

    Не большая температура нужна для обжига гипса а он и так обжигаеца в печи с кирамикой причем здесь экономия просто перемолоть

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>