Керамика — глазурь

Керамика хороша тем, что она водостойкая и огнестойкая. Но водостойкость у обычной красной керамики относительная. То есть в ней можно и суп сварить, но все же влага просачивается. Самое простое решение — это покрытие из более плотной глины, ангоб. Однако — самое простое это не самое эффективное. И поэтому была придумана глазурь…

Глазурь — это покрытие керамики раствором, который при обжиге превращается… в стекло!
Конечно, это не совсем то оконное или оптическое стекло, к которому мы привыкли, но разница невелика.

Более того — первые глазури появились еще до того, как человечество смогло выплавить стекло. Их делали в Древнем Египте и делали очень и очень толстыми. В результате казалось, что сосуд погружен в глубину стекла. На самом деле египтяне делали не глазурь на керамике. Они использовали керамику как внутренний скелет, который поддерживал стекло (хотя после 1500 года до нашей эры уже научились отливать стекло в форму и получать статуэтки). При этом «скелет» не обязательно был из керамики, использовали также полупрозрачный камень.
Такая странная технология понадобилась для того, чтобы можно было бы выплавить стекло и оно при выплавке не осело в лепешку, когда размягчится в печи.
А производить таким образом стекло египтяне были вынуждены потому, что не могли овладеть стеклодувными технологиями.
А стеклодувными технологиями они не могли овладеть, потому что стекло у них было очень вязкое и силы легких не хватало для выдувания формы.
А вязкое стекло у них было потому, что они не могли до конца его проплавить.
А проплавить его не могли потому, что температура в печи была слишком низкой.
А температура в печи… В общем, этого достаточно. Как всегда — одна технология (или ее отсутствие) тянет за собой целую цепочку, которая неизвестно где аукнется.

glazurСовременная глазурь — это жидкость, напоминающая молоко. Это «молоко» — размешанные в воде тонкодисперсные компоненты, жидкий шликер. Как правило при нанесении она непрозрачная и превращается в стекло только после обжига. Хотя есть и непрозрачные глазури, которые и после обжига не становятся стеклом, а то и остаются матовыми, они называются «глушенными».
Состав тоже бывает очень и очень разный. Та глазурь, которая по составу фактические является классическим стеклом не наносится в виде шликера, потому что при выплавке не получается правильного стекла. Такая глазурь сначала выплавляется в виде стеклянных кусочков (фритт), которые разбиваются, измельчаются в пыль и уже наносятся как шликер. Абсолютно так же выплавляются некоторые виды стекла и процесс этот называтся фриттованием.

Самое неприятное при выплавке глазури — это несовпадение коэффициентов расширения керамики и стекла. Тогда глазурь трескается и остывает, покрывшись сеткой мелких трещин. Это называется «цек», типичный брак. Такие сосуды пропускают через трещины к керамическому черепку воду и сосуд с цеком недолговечен. Однако, в художественных целях этот цек иногда вызывают специально, при этом часто делая еще и второй обжиг, с нормальной глазурью, закрывающей трещины. Получается «под старину».

Но цек — это самый распространенный тип брака. А бывает всяческие «сборки», «мушки», «отскакивания», «сухость», «запарка» и прочее и прочее.
Можно представить, сколько времени требовалось в древности, чтобы обнаружить источник брака и его устранить! Но, однако — это древним мастерам удавалось.


goll9Очень ценно в глазури то, что с ней возможны подглазурные росписи.
То есть сначала керамика расписывается, а потом рисунок задувается сверху глазурью с помощью пульверизатора. Глазурь после обжига намертво закрывает нарисованное, становясь прозрачной. Гарантия — тысячу лет. Голландские изразцы 16 века тому доказательство.

Кстати — цвета росписи зависят от температуры обжига. Все пигменты — это оксиды металлов, но чем выше температура, тем сильнее разлагаются красные и желтые цвета. Если вы обжигаете майолику — у вас будет весь спектр, но чем выше температура — тем красные оттенки выгорают и исчезают после обжига. Для высокотемпературного фарфора остаются только синие и черные цвета. Абсолютная аналогия при погружении с аквалангом — каждый дополнительный метр глубины убирает из окружающего красный цвет, пока не останется только синий и черный…

Наносятся глазури так же, как и ангоб. Чаще всего — методом окунания в шликер глазури. Но если нужно покрыть ровную плитку, то возможны даже способы посыпания ее сухим порошком. Ну и совсем для эстетов — метод нанесения глазури кистью не забыт.

Вряд ли я смогу рассказать про все типы и виды глазурей.
Вряд ли кто-нибудь сможет это сделать.
Ситуация с глазурями еще сложнее, чем с глиной. Ведь для каждого вида и подвида существуют еще и красители, который придают цвет.
Это неподъемная тема, тут можно создавать отдельный сайт и регулярно его пополнять.
И, кстати, само слово «глазурь» — иностранное, у нас она издавна называлась «полива».

Однако, в последующих статьях я все же дам несколько наиболее употребительных рецептов. Вряд ли они пригодятся попаданцу, но для общего развития пригодится.

Сейчас глазурь применяется повсеместно.
Блестит гладкая керамическая ваза? Она покрыта глазурью.
Хорошо моется фаянсовая тарелка? Это глазурь.
В ванной на стене скользкая плитка? Глазурь.
Поблескивает фарфоровая чашка? Глазурь.
Молчит в углу унитаз? Он также покрыт глазурью!

Сейчас есть глазури на каждый чих — от кислотоупорных для лабораторной посуды до покрытий фасадных камней, рассчитанных на отечественный суровый климат.

Если вы оглянетесь вокруг и соберете находящиеся в доме керамические изделия, то больше 90% из них покрыты глазурью. Даже те, что матовые — как правило тоже покрыты глазурью, но специальной, матовой.

18 комментариев Керамика — глазурь

  • xolmc

    Ну так химсостав-то разных глазурей какой?
    И по красителям тоже надо бы тоже хоть чуть-чуть добавить.
    Слишком мало конкретики получилось и много общих слов.

    • kraz

      Ну эт да. Пока обзорная статья. Слишком много всего в этих же глазурях. И слишком много материала, я еще отсею пару конкретных составов.
      И еще я не могу уловить динамики развития — то есть что за чем появилось и почему так.
      Слишком мало материала — почти все появилось в очень древние времена.

      Пока — просто понимание чем глазурь отличатся от ангоба и зачем нужна.

  • Павел

    Есть вот такой рецепт глазу, вполне подходящий для попаданца.
    15ч.кварцевого порошка, 10ч. поташа, 1ч. угольно древесного порошка. полученную смесь варят т.е. плавят в тигле, потом превращают в порошок и смешивают с водой и кипятят

    • Ага и в результате получить растворимое стекло — силикат натрия. Тогда уж лучше воспользоваться канцелярским клеем, тоже самое только уже в готовом виде.

      • Michael Moon

        Тут в соседней теме упорно доказывали, что таким кустарным способом жидкое стекло никак не получить )))

  • dan14444

    Статья правильно описывает масштаб бедствия, но было бы неплохо добавить конкретики и позитива. Подходящие пары керамика- легкоплавкая глазурь с рецептами и описанием были бы идеальны, а то тут опять жидкое стекло и канцелярский клей в готовом виде для попаданца )

    И альтернативы — лаки, смолы, гальванические покрытия и т.д. для сравнения было бы неплохо добавить.

    • vpotapov1

      /Подходящие пары керамика- легкоплавкая глазурь с рецептами и описанием были бы идеальны/
      Не проблема «добавить рецепт», проблема выбора из тысячи рецептов подходящего. Ну, понятно, «непопаданческие» рецепты можно сразу отмести, только остается вопрос — какой из оставшихся рецептов лучше. Мы же не можем, сидя за компом, сказать: вот этот рецепт замучишься воспроизводить — будет сплошной брак, а вот тот подойдет, и глазурь будет прозрачная и не отваливаться.

  • vpotapov1

    /Ага и в результате получить растворимое стекло — силикат натрия./
    Во-первых, калия. Во-вторых, если нанести даже растворимую глазурь, после спекания на поверхности глиняного (фарфорового) сосуда калий «уйдет» внутрь наружной стенки сосуда, т.к. там он встретится с оксидами кремния и алюминия, превратившись в нерастворимую форму.
    Если кратко, то глазурь — тот же фарфор, но более легкоплавкий, или то же стекло, но боле тугоплавкое.
    Основа стекла — кварцевый песок (основное вещество — оксид кремния) и сода/поташ (превращается в оксиды натрия/калия). Стекло легкоплавко и хрупко.
    Основа фарфора — каолин (белая глина, основное вещество — оксид алюминия), кварцевый песок (основное вещество — оксид кремния) и полевой шпат (там, помимо оксидов алюминия и кремния, есть еще и оксиды калия, натрия и прочих). Обычно примешивают еще и обычную глину (там есть все вышеперечисленное плюс оксиды железа и кучи прочих металлов), но сейчас мы про обычную глину пока забудем, в глазури ее, как правило, нет.
    Так вот, оксид алюминия (каолин) — обеспечивает тугоплавкость.
    Оксиды калия, натрия (в меньшей мере кальция, железа и др.) — это т.н. «плавень», обеспечивает легкоплавкость, но для этого нужен определенный избыток оксида кремния по отношению к сумме оксидов-«плавней».
    Суть создания глазури (как лекгоплавкого покрытия, о прозрачности пока не говорим) — в том, что она должна плавиться при более низкой температуре, чем у основы (фарфора или глины). Сначала обжигают основу, получают тугоплавкую поверхность. А потом на тугоплавкую поверхность наносят лекгоплавкий состав и обжигают уже при более низкой температуре, в результате получают стеклообразное покрытие.
    В принципе, всё. Естественно, источником алюминия может быть хоть боксит, источником калия — хоть поташ, кремнезема —
    хоть аморфный кремнезем типа «белой сажи», это принципиально дела не меняет, просто подороже будет, да и технологию надо приспосабливать.
    Естественно, при изготовлении глазури есть куча нюансов, как и при приготовлении борща, например, но на то есть специалисты. Попаданцу не вредно будет еще в нашем времени попрактиковаться в изготовлении простейшей глазури.

    Короче, если есть, чем молоть полевой шпат, и есть естественные месторождения кварцевого песка и каолина, то методом проб и ошибок глазурь сотворить можно, благо температура обжига потребуется пониже, чем для глины.

  • vpotapov1

    Ну, или тупо помолоть стекло (это называется фритта), добавить немного каолина — и простейшая (фриттованная) глазурь готова.

  • Yrt

    Есть вот такой рецепт глазу, вполне подходящий для попаданца.
    15ч.кварцевого порошк….
    Хрен ты чего получишь без автоклава, единственный способ получить без автоклава что калиевое, что натриевое жидкое стекло, я описывал и там нужен не кварцевый порошок, а трепел и то не всякий ибо толь он содержит кремнезем в аморфном состоянии.
    —http://www.bookam.net/book/korneev_v_i___danilov_v_v_/zhidkoe_i_rastvorimoe_steklo.html—

    По глазурям не понимаю, в чем проблема. Вот здесь довольно подробно составы глазурей и методики смешивая шихты.
    Вот лучшая книга на эту тема для начинающих Орлов Е.И. Глазури, эмали, керамические краски и массы
    —http://www.twirpx.com/file/262677/—

    Попаданец даже если ни разу не сталкивался с изготовление глазурей должен знать

    Основные компоненты

    кварц — SiO2

    глинозём — Al2O3

    борная кислота — B2O3

    тальк — CaO

    оксиды натрия Na2O и калия К2О

    оксид стронция SrO

    оксид лития Li2O

    оксид цинка ZnO

    оксид магния MgO

    Для глушения и получения белых и/или матовых глазурей используются:

    оксид олова SnO2

    оксид циркония ZrO2 или Zr2SiO4

    оксид титана TiO2

    Красящие оксиды, для окраски глазурей в разные цвета.

    оксид железа Fe2O3 (и FeO) — жёлтый, рыжий, коричневый, чёрный

    оксид кобальта CoO — синий

    оксид меди CuO – медно-зелёный

    оксид хрома Cr2O3 – хромово-зелёный

    оксид марганца MnO — коричневый, фиолетовый

    оксид никеля NiO чёрный, коричневый, (зелёный)

    Далее он просто организует исследовательский отдел который экспериментирует с различными составами и режимами обжига, за год-два все что нужно он получит главное правильную методичку разработать для местных по изготовлению пробников выбрать направление низко- средне или высокотемпературные эмали ( глазури)

    как пример

    Авантюриновая глазурь на 980°C — прозрачно-рыжая с блёстками
    Бура 55
    Кварцевая мука 26
    Оксид железа Fe2O3 11
    Каолин 8

    Прозрачная на 1050°C
    Кварц 39
    Бура 38
    Белая глина без шамота, сухая 20
    (например МКФ2)
    Каолин 3 (делает более прочной)
    Оксид цинка 2 (убирает цек)

    • Vpotapov1

      /По глазурям не понимаю, в чем проблема/
      Где попаданец возьмет, к примеру, борную кислоту? Или буру, если рядом нет месторождений. Каолин-то и пегматит найти попроще, не говоря об оксиде кремния. Об оксиде циркония я уже молчу…

    • dan14444

      Рецепт глазури без рецепта соответствующей (по расширению) основы рассматривать смысла немного.

      Ну и список экзотических оксидов для попаданца каг бэ… хотя, он же «просто организует исследовательский отдел», значит и с продвинутой добывающей промышленностью проблем иметь не будет 🙂

  • Yrt

    Ссылка не прошла — курс по изготовлению глазурей в 6 частях, весьма занимательно ..https://murtille.livejournal.com/..

  • Yrt

    вот еще 22 странички рецептов глазурей с примерами ..https://ceramicartsnetwork.org/wp-content/uploads/2009/04/33triedtrueglazerecipes.pdf..

  • Vpotapov1

    Да, ссылки хорошие

  • Yrt

    Бура использовалась в древнем мире повсеместно как для производства стекла, так и для глазурей,эмалей минимум со 2 тысячелетия до нашей эры. Самостоятельно искать надо в районе содовый, соляных озер встречается реже самородной соли но чаще соды и уж тем более селитры.
    Попаданцу бурой стоит озаботиться в первую очередь ибо она используется:

    в производстве эмалей, глазурей, оптических и цветных стекол;
    при пайке и плавке металлов в качестве флюса;
    в бумажной и фармацевтической промышленности;
    в производстве строительных материалов как компонент антисептика для
    как дезинфицирующее и консервирующее средство;
    для приготовления буферных растворов;
    в аналитической химии;
    как стандартное вещество для определения концентрации растворов кислот;
    для качественного определения оксидов металлов (по цвету перлов);
    в фотографии — в составе медленно действующих проявителей в качестве слабого ускоряющего вещества;
    как компонент моющих средств;
    как компонент косметики;
    как сырьё для получения бора;

    По остальному это уже можно шаманить с тем что есть, главное чтобы бура была к примеру с диоксидом циркония также нет проблем от слова вообще.
    Есть минерал баделлит — чистый оксид циркония ZrO2 и есть довольной распространенное сырье циркониевые руды где основной компонент циркон (ZrSiO4)(67,1 % ZrO2 ) разделить и обогатить руду на винтовых сепараторах либо флотацией талловым маслом проблем нет.
    Циркониевые руды довольно распространенный материал запасы в России но до 95 % месторождений в мире это прибережные пески, повсеместно циркон встречается в гранитах, практически неограниченные запасы циркония сосредоточены в щелочных сиенитах Хибинского массива на Кольском полуострове.
    Если попаданец не теме от слова совсем то ему достаточно знать что на черноморском побережье ( не только это частный случай ) часто встречаются черные пески это готовый титан циркониевый концентрат, либо цирконий ториевый концентрат. Так что поверь проблем нет, цирконий то не европий.

    • dan14444

      Ну каг бэ организовывать вояж за чОрным песком, лет на несколько — ради возможного небольшого улучшения качество глазури?… теперь радиоактивненькой…
      С Хибинами аналогично…

      А добыча попаданцем циркона из гранита — я хочу это видеть :).

      Но попаданцу же, который горшки пытается научиться делать — «разделить и обогатить руду на винтовых сепараторах либо флотацией талловым маслом проблем нет»

      Ну не прет прямая копипаста современных применений вещества для попаданца, её обдумывать и перерабатывать надо 🙂

  • Yrt

    Карту посмотри, воронежская, курская область циркон обагожается очень просто даже без флотации ни надо там ничего обдумывать это вещество реально просто обагощается про гранит если хочешь опишу технологию. Песок можно вывести за одно лето и их радиоактивность сильно преувеличена, тем более тебе все равно его обагощать.

Leave a Reply to vpotapov1 Cancel reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>